Коробка передач камаз схема переключения
Схема и способы смены передач КПП автомобиля КамАЗ
Тонкость вождения КамАЗом состоит в том, что на нем агрегатированна КПП, а чтобы ей виртуозно управлять требуется подтянуть знания и навыки. Координирование коробкой передач модели ZF для КамАЗа 4308 выполняется на пониженной ступени. Подобное дает возможность двигаться груженому транспорту на разрешенной скорости.
Строение трансмиссии грузовика
Грузовые машины КамАЗ агрегатируются МКП, которые состоят из 5-ти ступеней. Координирование происходит за счет совместного воздействия на рычаг трансмиссии и сцепление. Поскольку машина изначально предназначается для транспортировки массивных грузов, то смена скоростей производится в несколько шагов.
Существует 2 режима функционирования МКПП:
Роль переключателя между режимами выполняет особый рычаг, который располагается на ручке коробки КамАЗа 154 типа и других. Если автомобиль не загружен, то рычаг опущен вниз, а на груженом – поднимается.
Как запустить мотор и тронуться с места на большегрузном авто
Передвижение на пустом автомобиле трудностей не вызывает, а вот езда на загруженном КамАЗе требует внимания.
Совет! Прежде чем говорить о запуске мотора большегрузного авто, следует понять схему КПП, которая имеет свои отличия от легковых машин.
Единственная схожесть агрегатов двух типов авто является обязательное выжимание сцепления при запуске ДВС. Дальнейшая смена скоростей на грузовом авто выполняется в несколько шагов.
Разберем, как активируются ступени на примере старта мотора на ровной трассе с твердым покрытием:
- первая «В»;
- вторая «В»;
- третья «В»;
- активация вторичной «Н», переход на четвертую скорость;
- продолжая двигаться на четвертой ступени, вернуться на первичную «В»;
- переход на «Н» и включение пятой;
- последнее – переход на облегченную «В», при этом нужно оставаться на пятой ступени.
Как видно из разбора, основное правило передвижения с коробкой КамАЗа 4310 основывается на спокойном старте с пониженных передач и равномерной смене ступеней.
Старт груженого транспорта выполняется с последовательной сменой всех передач, однако первые 4 скорости следует включать в утяжеленном вторичном режиме «Н». Дальше 4-ая переводится в положение «В», после пятая «Н», затем снова «В».
Принцип управления КПП на КамАЗе
Схема трансмиссии грузовика с делителем выглядит достаточно просто, однако есть некоторые особенности, которые зависят от типа самой КПП.
Трансмиссия 152 агрегатируется на грузовик с дизельным ДВС. Для разгона такого транспорта требуется придерживаться схемы, о которой говорилось ранее: 1В – 2В – 3В – 4Н – 4В – 5Н – 5В.
Необходимо подчеркнуть, что это тип использует дополнительный одноступенчатый редуктор – делитель КамАЗа.
Особенностями моделей 161 и ZF-9S109 заключается в автоматической смене повышенного и пониженного режимов. Иными словами, при переключении с 4-ой на 5-ую скорость автономно задействуется высший режим. При выполнении обратного действия включается пониженный.
Справка! Водитель КамАЗа узнает о смене режимов благодаря световому индикатору с лампочкой.
Эта 8-ми ступенчатая коробка передач на КамАЗе обладает еще одной ступеней «С». Она предназначается для передвижения в трудных ситуациях и маневрирования.
Правила управления КПП КамАЗа на разных отрезках
Выше указана информация о смене ступеней на ровных и твердых участках дороги. Однако довольно часто встречаются трудные отрезки, например, подъемы, спуски, оледенение и заносы. Рассмотрим каждую ситуацию в отдельности.
На подъемах
Если водителю КамАЗа требуется подняться на крутой склон, то изначально необходимо активировать передачу «Н». Дальнейшее передвижение основывается на таких моментах:
- при переходе с первой на вторую требуется использовать способ двойного нажатия на сцепление;
- для исправного и бесперебойного функционирования коленвала при смене скоростей требуется периодически нажимать на педаль подачи горючего;
- количество оборотов коленвала всегда должно быть не менее 2 тысяч об./мин.
Справка! Если количество оборотов падает ниже значения в 2 000, то возникает перегрев и остановка ДВС.
На спусках
Главное правило при спуске со склона заключается в запрете на выключение мотора. Если подобное не выполнить, то руль транспорта моет заблокироваться. Система торможения авто облает двойным усилением – за исключением торможения мотором есть дополнительная система остановки ДВС.
При езде с крутого склона с работающим вспомогательным торможением ненужно деактивировать сцепление и менять скорости.
На участках с наледью
Передвижение на этом отрезке трассы выполняется с наибольшим запасом хода и скорости. Остановку требуется выполнять совместно со вспомогательной системой.
Справка! При совершении экстренной остановки сначала останавливаются колеса прицепа. Подобное требуется с целью избегания заноса автомобиля.
В некоторых случаях разрешается выполнять остановку двигателем. Это изнашивает силовой агрегат, но значительно сокращает тормозной путь.
Следует предотвратить буксование колес, для этого требуется своевременно задействовать пониженную передачу. Это позволит уменьшить интенсивность кручения коленвала относительно коробки передач на КамАЗе ZF.
Координирование при заносе машины
Главное требование состоит в том, чтобы водитель КамАЗа не выключал сцепление. Переключение ступеней на МКПП типа DT производится так, что позволяет ехать с наибольшим запасом хода. Это позволяет восстановить направление движения по самому разнообразному дорожному покрытию.
Важная информация! При заносе, руль требуется вращать в ту же сторону, куда тянет грузовик.
Если КамАЗ сбился с курса и вошел в занос, то требуется прекратить движение. Сначала отключается мост дифференциала. Трогаться с места требуется с повышенной передачи. Когда авто вернется на трассу, мост вновь активируется.
Заключение
Необходимо постоянно наблюдать за поведением тахометра. Принцип того, как активируются ступени на грузовике на наиболее популярных видах трансмиссий, дает возможность минимального потребления горючего. Точное увеличение или снижение передачи при контроле функционирования коленвала приводит к повышению скорости движения авто, а также способствует уменьшению риска перегрева ДВС.
КПП на КамАЗе, метод переключения и тонкости контроля не имеют существенных отличий от таковых на легковой машине. Рекомендуется лишь помнить основные нюансы функционирования коробки, чтобы понимать, как включаются скорости на грузовике.
Источник: b2b.rumotors.com
Управление коробкой передач
Передачи в коробке передач переключать рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении.
Педаль сцепления нажимать до упора.
Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.
Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).
Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге и в тяжелых условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно согласно схемам переключения передач.
В автомобилях с тросовым приводом управления механизмом переключения передач применяется коробка передач с сервошифтом.
Сервошифт служит для облегчения переключения передач, к нему подводится воздух от пневмосистемы автомобиля.
Внимание!
Не переключать передачи до достижения величины рабочего давления в пневмоприводе (от 6,5 до 8,0 кгс/см 2 ) для исключения обрыва троса вследствие того, что сервошифт не разовьет необходимого усилия.
При наличии в коробке передач делителя в рукоятку рычага переключения передач вмонтирован переключатель управления делителем передач (см. рис. Рычаг переключения передач). Переключателем может быть включена высшая «В» или низшая «Н» передача в делителе. Рекомендуется использовать весь диапазон низших и высших передач.
Для перехода с высшей передачи на низшую, и, наоборот (без переключений рычага), необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой (1 секунда) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажать педаль сцепления и переключить рычаг.
Рычаг переключения передач
Для коробок передач моделей 144, 154 переключение передач осуществлять согласно схемам (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели 144 и Схема переключения передач в коробке передач модели 154).
Схема переключения передач в коробке передач модели 144
Схема переключения передач в коробке передач модели 154
Для коробки передач модели ZF 9S1310 переключение передач осуществлять согласно схеме (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310):
- 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);
- 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора).
При замедлении переключать передачи только последовательно:8-7-6-5-4-3-2-1.
При движении всегда держать передачу включенной.
Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310
Пониженная передача «С» предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования.
Внимание!
Для коробок передач строго запрещается:
- переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший диапазон демультипликатора при скорости более 30 км/час (для коробок передач ф. «ZF»);
- двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач;
- включать передачу заднего хода (R) при неполной остановке автомобиля и при вращении ведомого диска сцепления.
Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи – при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей – при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊»
срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора.
При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается контрольная лампа .
Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 секунды для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.
Источник: uzst.ru
Управление КамАЗом – Переключение передач на самосвале
На первый взгляд, управление КамАЗом схоже с ездой на легковом автомобиле. Принцип работы, как на классическом транспорте, однако, некоторые особенности, вызывают осложнения у непосвященного пользователя.
Полное представление о том, как правильно управлять и ездить на КамАЗе получаешь, разобравшись в специфике переключения передач. Дело в том, что к каждому тяжёлому автомобилю надо найти подход в вопросе манипуляции коробкой и КамАЗ не исключение. С целью достичь нужного скоростного режима при перевозке груза, трансмиссия КамАЗ часто эксплуатируется на пониженной передаче. Полученные навыки, знания и опыт работы с коробкой – залог успеха дальнейшей эксплуатации транспортного средства.
Описание используемых коробок
Схема переключения передач напрямую зависит от типа установленной на автомобиле КамАЗ трансмиссии. Большинство используемых машин применяют коробку на пять скоростей вперед и одна назад, это модель с индексом 14. Механизм актуален в случае, если не требуется буксировать прицеп, или перевозимый груз весит менее 10т.
Техника, используемая для перевозки больших грузов, или участвующая в составе автопоездов, использует трансмиссию с маркировкой 15. В этом случае нужен навык, как управлять КамАЗом самосвалом, поскольку в состав коробки входит редуктор. Это та же трансмиссия 14 с пятью передними и одной задней передачей. Делитель, если надо, включает скорости пониженного диапазона, как следствие, у автомобиля появляется в два раза больше передач.
Применяемая коробка с индексом 16, с восемью ступенями механического типа. Предусмотрен редуктор на четыре ступени и пониженная передача. Так же устанавливаются коробки ZF, которые оснащены девятью передачами и вспомогательной понижающей ступенью.
Не зависимо от модели трансмиссии, коробки механического типа, управление ведётся при помощи педали сцепления. Переключение проходит поэтапно, с учетом низшего и высшего режимов. За переключение режимов отвечает рычаг на ручке кулисы. При создании, учтено, что КамАЗ это тяжёлый автомобиль, в нагруженном состоянии нуждающийся в снижении усилия. И наоборот, если ездить с пустым кузовом, это не приведёт к перегреву и расходу топлива.
Принцип работы
Автомобили КамАЗ, как правило, оснащены механическими коробками передач. Управляется механизм классическим способом, нажатием на педаль сцепления и перемещением кулисы в необходимое положение. Особенностью трансмиссии – пониженный (Н) и повышенный (В) режим работы. Такая способность минимизирует нагрузку на силовой агрегат. Характерно, что для этого используется делитель, выполняющий роль редуктора, увеличивающего передаточные отношения трансмиссии. На некоторых автомобилях при переходе с повышенной передачи на пониженную не используют кулису. Для этих целей применяют специальный переключатель и педаль сцепления. Передача переключается автоматически, верхнее положение рычага характерно для загруженной машины, нижнее положение используют при движении пустого транспорта. Об особенностях управления автомобилем указывают в инструкции к коробке передач, которой укомплектовываются изделия. Так же можете прочитать про Как отрегулировать сцепление на КамАЗ.
Старт
Что бы знать, как правильно управлять КамАЗ самосвал, разбираются в схеме переключения передач. Как и в стандартном варианте, манипуляции проходят с применением педали сцепления.
- 1-я передача, повышенный режим (В);
- 2-я передача, повышенный режим (В);
- 3-я передача, повышенный режим (В);
- Переход на 2-ю пониженную (Н) ступень и переключение на 4-ю передачу;
- Переход на первичную ступень (В), передача остаётся 4-я;
- Переход на пониженную ступень (Н), включение 5-й передачи;
- Возвращение на повышенную ступень (В), остаёмся на 5-й передаче.
Главная особенность начала движения на КамАЗ, плавный старт и набор скорости с использованием пониженных передач. В случае, когда самосвал сильно загружен, или движение проходит в сложных условиях, первые 4-ре передачи желательно переключать в пониженном режиме (Н), после перейти на 4-ю повышенную передачу, затем пониженную 5-ю (Н) и после на 5-ю повышенную (В). Манипуляции проводятся при достижении необходимых оборотов коленчатого вала. Непосредственно при старте на 1-й передаче, обороты вала достигают 7000мин-1, переход на 2-ю передачу делается при достижении 3000мин-1 оборотов. Правильно выбранный режим экономит топливо и минимально изнашивает силовую установку.
Схема переключения передач
Разобраться в принципе переключения передач не составляет труда, особенности зависят от модели.
Салон КамАЗ 6520:
Коробка КамАЗ 15
Такая трансмиссия устанавливается на автомобили КамАЗ-55111, КамАЗ-43118 и другие модели. Что бы разогнать автомобиль до необходимой скорости, используется схема: 1В-2В-3В-4Н-4В-5Н-5В. Такая схема даёт нормально работать коробке при условии, что соблюдаются правила эксплуатации механизма:
- Используя специальный рычаг переключения, изменить режим работы коробки с высшего на низший и наоборот;
- Нажимаем на педаль сцепления;
- Переключаем передачи по порядку, используя кулису.
Схема переключения КамАЗ:
Коробка КамАЗ 16 и ZF
Этот вид трансмиссии используется на автомобилях КамАЗ-65115, а так же полно приводных КамАЗ-43150 КамАЗ-4310 и др. Особенность механизма в автоматическом переключении повышенного и пониженного режима. Это означает, что при переключении с передачи 4 на передачу 5 повышенный режим активируется автоматически. Наоборот, переключение с передачи 5 на передачу 4 автоматически активирует пониженный режим. О выполнении переключения сигнализирует индикатор на панели приборов.
Схема переключения ZF 9S109:
Некоторые модели коробок ZF, например, 9S109, со вспомогательной передачей «C». Режим предназначен для передвижения и манёвра в сложных условиях (снег, лёд, грязь).
Советы по управлению
На безопасность движения влияет много факторов: техническое состояние транспортного средства, на каком топливе ездит КамАЗ, квалификация водителя и др. Внимание уделяют внешним условиям, поскольку они подвержены изменениям.
Управление при подъёме на склон
Заезд на склон, сопровождается переключением коробки на пониженный режим (Н). Это заставляет трансмиссию работать с большей отдачей и легче преодолеть препятствие.
- При подъёме на тяжёлой технике, переключение с первой на вторую передачу проводится с использованием метода двойного нажатия сцепления;
- Чтобы обеспечить работу силовой установки, выжимают педаль газа для предотвращения перебоя в подаче топлива;
- Показания оборотов коленчатого вала не падают ниже отметки 2000мин-1, иначе силовая установка перегреется и прекратит работу.
КамАЗ, управление на оледенелой дороге:
Выбор правильного режима переключения передач, аспект нормальной эксплуатации авто, от которого зависит работоспособность силовой установки, а так же узлов и механизмов агрегата.
Управление при спуске
Двигаясь на автомобиле КамАЗ на спуске, учтите, что ни в коем случае нельзя выключать двигатель. Водители применяют такой способ, что бы сэкономить топливо. Однако, действуя подобным образом, прекращает работу усилитель, что блокирует рулевое управление. Такое явление приведёт к аварийной ситуации, последствия которой непредсказуемы.
Проблемы возникают и с тормозами, поскольку тяжелая техника оборудована вспомогательной системой. Активация последней, исключает возможность пользоваться педалью сцепления и переходить с одного режима на другой.
Управление на оледенелой дороге
Особенность езды по оледенелым маршрутам – использование цепей на колёсах машины. Меры позволят увеличить коэффициент сцепления с дорогой.
- Соблюдайте дистанцию, оставляйте место для манёвра;
- При торможении, пользуйтесь вспомогательной системой торможения;
- Помните, экстренное торможение на КамАЗ ведёт к блокировке колёс прицепа.
Экстренное торможение использовать не желательно, поскольку это приведёт к заносу и неконтролируемому движению. При заносе, держите ногу на педали сцепления, рулевое колесо поверните в сторону заноса, это выровняет машину.
Можно ли на КамАЗе ездить без мочевины
Грузовые автомобили, соответствующие стандартам Евро 4-6, используют метод нейтрализации воздействия выхлопных газов на природу. Для этого в специальный бачок заливается мочевина, которая впоследствии впрыскивается в выхлопную систему.
В нашей стране применение такого материала граничит с трудностями:
- Низкое качество мочевины;
- Замерзание продукта при температуре -11°С;
- Запах аммиака из выхлопа, ожоги при попадании на кожу;
- Много подделок, цена.
КамАЗ, жидкость для системы SCR (мочевина):
Постоянно эксплуатировать автомобиль без мочевины не желательно, поскольку это приведёт к выходу из строя насоса, перекачивающего материал. Отключить систему нейтрализации можно на программном уровне, либо обратившись к электрику, который сделает гидролиз в катализаторе не возможным.
Источник: toptexnik.ru
Разбираем схему переключения передач на Камазе
Схема переключения передач Камаз напрямую зависима от установленной коробки передач на автомобиле. Но порой даже при полном знании всех теоретических данных в управлении КПП Камаз, очень сложно сориентироваться так сразу в использовании и переключении скоростей.
В этой статье мы подробно расскажем, как работает коробка передачи и какая её структура.
Как работает КПП
Схема для переключения передач Камаз несложная. Для начала изучим несколько простых правил. Переключать скорость (1, 2, 3, 4, 5) на Камазе нужно с помощью рычага для переключения нужных передач. Этот рычаг находится с правой стороны, рядом с местом водителя. Для того, чтобы разогнать машину, вам пригодится вот такая схема: 1В — 2В — ЗВ — 4Н — 4В — 5Н — 5В, а если вы находитесь в сложных дорожных условиях (забитая траса), то вам пригодится следующий вариант: 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В.
Запомните, что переключать нужные передачи необходимо только при полностью выключенном (выкл) сцеплении. Например, для переключения верхней передачи В на нижнюю Н (или наоборот), опустите вниз или поднимите вверх переключатель КПП (в зависимости от ситуации), выжмите сцепление, подождите около 1 секунды и отпустите, и только теперь она включится.
Совет: педаль сцепления необходимо переставлять резко и выжимать только до конца. Выбирать момент, когда переключения необходимых передач будет наилучшим, нужно ориентируясь на показатели тахометра.
Несколько советов по использованию коробки Камаз. Придерживаясь этих советов, ваш двигатель всегда будет работать в экономичном режиме.
Схема переключения
- Если вы разгоняетесь на горизонтальной (ровной) дороге. Двигатель: частота вращения коленчатого вала, в таком случае, не должна быть выше 2300 мин-1 (касательно промежуточных передач). А дальнейшие переключения нужных позиций в КПП должны снижать частоты до 2000 мин-1.
- Если вы движетесь с большой скоростью на скоростной автомагистрали. Вы должны переключиться на верхнюю передачу КПП Камаз. Но вращения частот свыше 2200 мин-1 считается очень расточительным.
- Если вы находитесь в сложных дорожных условиях или поднимаетесь вверх. Вам надо довести частоту вращения до необходимой (номинальной) величины. А последующие переключения должны снижать показатели до 2000 мин-1.
- Если вы разгоняетесь под уклоном и на дороге ровное хорошее покрытие. В таких случаях частота вращения любых переходов не должна быть выше 2000 мин-1.
Какая структура КПП
В основном, на Камаз устанавливают коробки двух типов: 5 ступенчатые (14 модель) и 10 ступенчатая (15 модель). Первый тип устанавливают на одиночные автомобили Камаз, а коробка второго типа больше подходит для работы в автопоездах. К тому же, 10-ступенчатая состоит из обычной 5-ступенчатой. Плюс, оснащенная редуктором-делителем. Структура КПП делителя позволяет (конечно же, в сочетания с 5-ступенчатой коробкой) контролировать десять передач переднего хода и две заднего.
Преимущества коробок, которые оснащены делителем:
Механический редуктор
- Уменьшается частота переключения.
- Повышения тяги автомобиля.
- Более лёгкое управление.
Для автомобилей Камаз с большой грузоподъёмности были модернизированы предыдущие коробки. И в свет вышла новая модель КПП 152. Чем она отличается?
- Усилены синхронизаторы.
- Использовано новое крепление шестерёнок.
- Введено в систему 4 градуса для утонения зубьев. Это позволяет избежать «выбивания» четвёртой и пятой передачи.
- Усилены шлицы.
- Улучшенная схема управления делителем.
- Удалено шлицевое крепление.
- Увеличена высота зубьев.
В новой модели делителем управляет пневматическая система. Обслужить такую систему может только профессионал и работник СТО. Так как данная процедура требует определённых навыков и знаний.
Видео «КПП на автомобиле Камаз»
Вы сможете просмотреть как нужно переключать КПП в Камазе во всех подробностях.
Источник: avtozam.com
Управление коробкой передач и раздаточной коробкой
Передачи в коробке передач переключать рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя.
Переключение рычага выполнять при выключенном сцеплении.
Педаль сцепления нажимать резко и до конца. Переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.
Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).
Для быстрого разгона автомобиля КамАЗ на хорошей дороге и в тяжелых условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно согласно схемам переключения передач.
Для коробок передач моделей 142, 144, 152, 154: Переключение передач осуществлять согласно схеме ( см. рис. Схема переключения передач I ).
Рекомендуется использовать весь диапазон низших и высших передач.
Для перехода с высшей «В» передачи на низшую «Н» и наоборот (без переключений рычага) необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение ( см. рис. Схема переключения передач I ) (на автомобиле с коробкой передач моделей 142, 144 без делителя это не предусмотрено), а затем нажать и после небольшой (1с) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажать педаль сцепления и переключить рычаг.
Схема переключения передач I
Для коробки передач модели 152 с возможностью использования коробки отбора мощности на верхнем люке и на картере маховика переключение передач осуществляйте согласно схеме ( см. рис. Схема переключения передач II ).
Схема переключения передач II
Для коробок передач моделей ZF – 9S109 и ZF – 9S1310 переключение передач осуществлять согласно схеме ( см. рис. Схема переключения передач в коробке передач моделей ZF-9S109 и ZF-9S1310 ):
- 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);
- 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора).
При замедлении переключать передачи только последовательно: 8-7-6-5-4-3-2-1.
При движении всегда держать передачу включенной.
Внимание! Для коробок передач строго запрещается :
- переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший диапазон демультипликатора при скорости более 30 км/час (для коробок передач моделей ф. «ZF»);
- двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач;
- включать передачу заднего хода при неполной остановке автомобиля и при вращении ведомого диска сцепления.
Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую.
Схема переключения передач в коробке передач моделей ZF-9S109hZF-9S1310
С – пониженная передача
При включении низшего диапазона в демуль типликаторе на щитке приборов загорается контрольная лампочка (цвет-оранжевый).
При переводе рычага через положение «◊» срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора.
Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 с для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.
В коробках передач моделей ZF-9S109 и ZF-9S1310 имеется пониженная передача «С», которая предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования.
Раздаточная коробка управляется двумя пневмокранами, рукоятки которых расположены на дополнительной панели под панелью приборов.
Рукоятка крана переключения передач имеет три фиксированных положения, каждому из которых соответствует передача раздаточной коробки.
- Н — нейтраль (передний, промежуточный и задний мосты отключены);
- I — включена первая (понижающая) передача. При этом загорается контрольная лампа включения понижающей передачи (цвет-красный);
- II — включена вторая (повышающая) передача.
При движении по дорогам использовать вторую передачу. Первую передачу включать при движении по труднопроходимым участкам пути, а также на длительных стоянках автомобиля.
Переключать передачи можно только после полной остановки автомобиля.
Включение нейтрали в раздаточной коробке при работающем двигателе и включенной передаче в коробке передач запрещается.
Рукоятка крана управления блокировкой межосевого дифференциала раздаточной коробки имеет два фиксированных положения:
- блокировка включена;
- блокировка выключена.
Источник: www.bashtehavto.ru