Плотность воды и масла машинного
Плотность масел
Представлена таблица значений плотности нефтяных и растительных масел при различных температурах. Рассмотрены следующие типы масел: машинное, турбинное, редукторное, индустриальное, моторное, растительное и другие. Значения плотности масел (или удельного веса) в таблице указаны для жидкого агрегатного состояния масла при соответствующей температуре (в интервале от -55 до 360°С).
Плотность масел в жидкой фазе обычно находится в диапазоне от 750 до 995 кг/м 3 при комнатной температуре. Масло имеет плотность меньше воды и при попадании в воду образует пленку на ее поверхности. Плотность нефтяных масел в основном несколько ниже, чем растительных. Например, плотность моторного масла равна 917 кг/м 3 , машинного — от 890 кг/м 3 , а плотность подсолнечного масла составляет величину 926 кг/м 3 . Наиболее тяжелыми растительными маслами являются горчичное масло, масло какао и льняное масло. Удельный вес этих масел может достигать значения 940-970 кг/м 3 .
Плотность масел существенно зависит от температуры — при нагревании масла его удельный вес снижается. Например, плотность трансформаторного масла при температуре 20°С имеет величину 880 кг/м 3 , а при нагревании до температуры 120°С принимает значение 820 кг/м 3 . Плотность растительных масел также уменьшается при росте температуры — масло расширяется и становится менее плотным.
Следует отметить некоторые легкие нефтяные масла. К ним относятся: гидравлическое ВНИИ НП-403 (плотность 850 кг/м 3 ), ИЛС-10, ИГП-18 и трансформаторное масло (880 кг/м 3 ). Низким значением плотности (при нормальных условиях) среди растительных масел выделяются такие, как кукурузное, лавровое, оливковое и рапсовое масла.
Удельный вес масел часто указывают в не системных единицах измерения, а в размерности кг на литр (кг/л). Это удобно для восприятия и сравнения например, с водой, плотность которой при 4°С равна 1 кг/л. Однако, для тепловых расчетов плотность масел в формулы необходимо подставлять в размерности кг/м 3 . Перевести кг/л в кг/м 3 не трудно. Например, плотность масла АМТ-300 при температуре 20°С равна 959 кг/м 3 или 0,959 кг/л.
Масло | Температура, °С |
Плотность, кг/м 3 |
---|---|---|
CLP 100 | 20 | 910 |
CLP 320 | 20 | 922 |
CLP 680 | 20 | 935 |
АМГ-10 | 20…40…60…80…100 | 836…822…808…794…780 |
АМТ-300 | 20…60…100…160…200…260…300…360 | 959…937…913…879…849…808…781…740 |
Арахисовое | 15 | 911-926 |
Букового ореха | 15 | 921 |
Вазелиновое | 20 | 800 |
Велосит | 15 | 897 |
Веретенное | 20 | 903-912 |
Виноградное (из косточек) | -20…20…60…100…150 | 946…919…892…865…831 |
ВМ-4 (ГОСТ 7903-56) | -30…-10…0…20…40…60…80…100 | 933…921…916…904…892…880…868…856 |
Гидравлическое ВНИИ НП-403 | 20 | 850 |
Горчичное | 15 | 911-960 |
И-46ПВ | 25 | 872 |
И-220ПВ | 25 | 892 |
И-100Р (С) | 20 | 900 |
И-220Р (С) | 20 | 915 |
И-460ПВ | 25 | 897 |
ИГП-18 | 20 | 880 |
ИГП-38 | 20 | 890 |
ИГП-49 | 20 | 895 |
ИЛД-1000 | 20 | 930 |
ИЛС-10 | 20 | 880 |
ИЛС-220 (МО) | 20 | 893 |
ИТС-320 | 20 | 901 |
ИТД-68 | 20 | 900 |
ИТД-220 | 20 | 920 |
ИТД-320 | 20 | 922 |
ИТД-680 | 20 | 935 |
Какао | 15 | 963-973 |
Касторовое | 20 | 960 |
Конопляное | 15 | 927-933 |
КП-8С | 20 | 873 |
КС-19П (А) | 20 | 905 |
Кукурузное | -20…20…60…100…150 | 947…920…893…865…831 |
Кунжутное | -20…20…60…100…150 | 946…918…891…864…830 |
Кокосовое | 15 | 925 |
Лавровое | 15 | 879 |
Льняное | 15 | 940 |
Маковое | 15 | 924 |
Машинное | 20 | 890-920 |
Миндальное | 15 | 915-921 |
МК | 10…40…60…80…100…120…150 | 911…888…872…856…841…825…802 |
Моторное Т | 20 | 917 |
МС-20 | -10…0…20…40…60…80…100…130…150 | 990…904…892…881…870…858…847…830…819 |
Нефтяное | 20 | 890 |
Оливковое | 15 | 914-919 |
Ореховое | 15 | 916 |
Пальмовое | 15 | 923 |
Парафиновое | 20 | 870-880 |
Персиковое | 15 | 917-924 |
Подсолнечное (рафинир.) | -20…20…60…100…150 | 947…926…898…871…836 |
Рапсовое | 15 | 912-916 |
Свечного ореха | 15 | 924-926 |
Смоляное | 15 | 960 |
Соевое (рафинир.) | -20…20…60…100…150 | 947…919…892…864…829 |
Соляровое Р.69 | 20 | 896 |
ТКП | 20 | 895 |
ТМ-1 (ВТУ М3-11-62) | -50…-20…0…20…40…60…80…100 | 934…915…903…889…877…864…852…838 |
ТП-22С | 15 | 870-903 |
ТП-46Р | 20 | 880 |
Трансформаторное | -20…0…20…40…60…80…100…120 | 905…893…880…868…856…844…832…820 |
Тунговое | 15 | 938-948 |
Турбинное Л | 20 | 896 |
Турбинное УТ | 20 | 898 |
Тыквенное | 15 | 922-924 |
Хлопковое | -20…20…60…100…150 | 949…921…894…867…833 |
ХФ-22 (ГОСТ 5546-66) | -55…-20…0…20…40…60…80…100 | 1050…1024…1010…995…980…966…951…936 |
Цилиндрическое | 20 | 969 |
Кроме того, значения плотности множества веществ и материалов (металлов и сплавов, продуктов, стройматериалов, пластика, древесины) вы сможете найти в подробной таблице плотности.
Источник: thermalinfo.ru
Плотность и удельный вес жидкостей | Плотность воды, масла, спирта, керосина, бензина и нефти
Жидкость — непрерывная среда, обладающая свойством текучести, т. е. способная неограниченно изменять свою форму под действием сколь угодно малых cил, но в отличие от газа мало изменяющая свою плотность при изменении давления.
В аэромеханике применяют термин «капельная жидкость» с целью подчеркнуть отличие жидкости от газа; газ в этих случаях называют «сжимаемой жидкостью».
Жидкости бывают идеальные и реальные. Идеальные – невязкие жидкости, обладающие абсолютной подвижностью, т.е. отсутствием сил трения и касательных напряжений и абсолютной неизменностью, а объёме под воздействием внешних сил. Реальные – вязкие жидкости, обладающие сжимаемостью, сопротивлением, растягивающим и сдвигающим усилиям и достаточной подвижностью, т.е. наличием сил трения и касательных напряжений.
Реальные жидкости могут быть ньютоновскими и неньютоновскими (бингамовскими). В ньютоновских жидкостях при движении одного слоя жидкости относительно другого величина касательного напряжения пропорциональна скорости сдвига. При относительном покое эти напряжения равны нулю. Такая закономерность была установлена Ньютоном в 1686 году, поэтому эти жидкости (вода, масло, бензин, керосин, глицерин и др.) называют ньютоновскими жидкостями. Неньютоновские жидкости не обладают большой подвижностью и отличаются от ньютоновских жидкостей наличием касательных напряжений (внутреннего трения) в состоянии покоя.
Основные свойства жидкостей: плотность, удельный вес, вязкость, сжимаемость и др.
Плотность ρ – масса жидкости в единице объема. Для однородной жидкости
где m – масса жидкости в объеме V. Единицы измерения ρ в системе СГС – г/см 3 , в системе МКГСС – кгс·с 2 /м 4 , а в системе СИ – кг/м 3 .
Удельный вес γ – вес жидкости в единице объема:
где G – вес жидкости. Единицы измерения γ в системе СГС – дин/см 3 , в системе МКГСС – кгс/м 3 , а в системе СИ – Н/м 3 .
Удельный вес и плотность связаны между собой зависимостью γ=ρ·g, где g – ускорение свободного падения.
Плотность и удельный вес некоторых технических жидкостей.
Жидкость | t, 0 С | ρ, кг/м 3 ; γ, кгc/м 3 |
γ, H/м 3 | ρ, кгc·c 2 /м 4 |
Автол 10 | 20 | 920 | 9025 | 93,8 |
Алкоголь (безводный) | 20 | 795 | 7799 | 81,0 |
Аммиак | -34 | 684 | 6710 | 69,7 |
Анилин | 15 | 1004 | 9849 | 102 |
Ацетон | 15 | 790 | 7750 | 80,5 |
Бензин | 15 | 680 – 740 | 6671 – 7259 | 69,3 – 75,4 |
Битум | – | 930 – 950 | 9123 – 9320 | 94,8 – 96,8 |
Вода дистиллированная | 4 | 1000 | 9810 | 102 |
Вода морская | 4 | 1020-1030 | 10006-10104 | 104-105 |
Глицирин (безводный) | 15 | 1270 | 11772 | 129 |
Гудрон | 15 | 930-950 | 9123-9320 | 94,8-96,8 |
Деготь каменно-угольный | 15 | 1200 | 12459 | 122 |
Керосин | 15 | 790 – 820 | 7750-8044 | 80,5 – 93,5 |
Мазут | 15 | 890 – 940 | 8731 – 9221 | 90,7 – 95,8 |
Масло: | ||||
-вазелиновое | 20 | 860 – 890 | 8437 – 8731 | 87,7 – 90,7 |
-индустриальное 12 | 20 | 876 – 891 | 8594 – 8741 | 89,3 – 90,8 |
-индустриальное 20 | 20 | 881 – 901 | 8643 – 8839 | 89,8 – 93,3 |
-индустриальное 30 | 20 | 886 – 916 | 8692 – 8986 | 90,3 – 93,4 |
-индустриальное 45 и 50 | 20 | 890 – 930 | 8731 – 9123 | 90,7 – 94,8 |
-индустриальное 45 и 50 | 20 | 890 – 930 | 8731 – 9123 | 90,7 – 94,8 |
-касторовое | 20 | 960 | 9418 | 97,8 |
-машинное | 20 | 898 | 8809 | 91,5 |
-трансформаторное | 20 | 887 – 896 | 8701 – 8790 | 90,4 – 91,3 |
-турбинное 30 и 32 | 20 | 894 – 904 | 8770 – 8868 | 91,1 – 92,1 |
Молоко цельное | 20 | 1029 | 10094 | 103 |
Нефть натуральная | 15 | 700 – 900 | 6867 – 8829 | 71,4 – 91,7 |
Пиво | 15 | 1040 | 10202 | 106 |
Ртуть | 20 | 13546 | 132886 | 1381 |
Спирт метиловый | 15 | 810 | 7946 | 82,6 |
Спирт этиловый | 15-18 | 790 | 7750 | 80,5 |
Чугун расплавленный | 17 | 1210 | 11870 | 123 |
Плотность воды и ртути при разных температурах.
Вильнер Я.М. Справочное пособие по гидравлике, гидромашинам и гидроприводам.
Источник: www.techgidravlika.ru
Плотность машинного масла в кг на м3
Формула расчета плотности или удельного веса известна еще со школьной программы по физике. Определение плотности можно представить в виде массы какого-либо вещества, находящейся в единице объема. Поэтому измеряется плотность в килограммах на кубический метр (кг/м3). По этой формуле можно рассчитать плотность любого вещества: твердого, жидкого, газообразного. Нас же интересует плотность машинного масла, которая так же представлена во всех таблицах с измерением кг на кубометр.
Плотность, как важный параметр масла
Плотность, как в моторном, так и в трансмиссионном машинном масле такой же важный параметр, как и вязкость. Чем плотнее структура масла, тем лучше оно образует защитную пленку на деталях. Чем выше его текучесть, тем пленка будет тоньше, но быстрее закроются все микротрещинки в механизмах силовых агрегатов и трансмиссии.
Идеальная формула текучести и плотности нефтепродуктов достигается исключительно с помощью присадок, так как в итоге надо чтобы масло быстро пролилось во все уголки двигателя и коробки передач, а затем надежно покрыло механизмы, защищая их от трения и износа (все те же противозадирные присадки).
Плотность масла не одинакова, она зависит напрямую от класса смазочных продуктов: минеральное, полусинтетическое, синтетическое и т.п. Помимо этого, на плотность влияют процессы получения продукта, новые технологии способны создать уникальную текучесть синтетических моторных и трансмиссионных масел в купе с надежным защитным покрытием. Минеральные и полусинтетические масла имеют более высокую плотность, так как относятся к природным или частично природным продуктам нефтепереработки. Соответственно качество нефти и ее состав напрямую влияет на конечный продукт, такой как машинное масло.
Не последнюю роль в плотности машинных масел так же играет степень очистки их базового продукта и присадочные пакеты, добавляемые при производстве смазочных материалов. Стандартная плотность машинного масла равна 910 кг/м3, что можно увидеть в любой таблице измерения плотностей большинства веществ.
Для машинных масел можно вывести формулу, чем чище масло, тем меньше оно содержит фракций, соответственно его плотность будет ниже и выкипать они будут при более низких температурах с небольшим временным интервалом. И наоборот, чем больше содержит машинное масло фракций, которые имеют высокую плотность, тем выше будут температуры закипания.
Зачем это нужно знать, — затем что бы прочитать на канистре при какой температуре машинное масло может дать вспышку, а так же какое из масел необходимо применить, что бы надежно защищало автомобиль при высоких температурах под нагрузкой.
Как измерить плотность масла?
Для измерения всех масел используют приборы, называемые ареометрами. Они представляют собой стеклянную запаянную трубку со шкалой делений, которая погружается в исследуемую жидкость.
В чем то ареометры похожи на спиртометры и термометры для воды, принцип измерения примерно тот же. В промышленности ареометры используют редко, возможно потому, что они сделаны из стекла и часто бьются, а возможно и потому что уже давно изобрели электронные плотномеры, которые точнее и быстрее предоставляют необходимые данные и достаточно безопасны в использовании.
В любом случае, чем бы не измерялась плотность машинного масла, она будет относительная. Измерение проводится при температуре 20 градусов по Цельсию. Температурный режим измерения других нефтепродуктов отличается от машинного масла, с эталонами можно ознакомится в таблице эталонных измерений. К примеру, масло для авиационной техники имеет плотность от 880 до 905 кг/м3, для дизельных двигателей от 890 до 920 кг/м3, а для моторов на бензине порог изменяется в рамках 910 — 930.
Важные особенности
Всем уже известно, что вязкость машинного масла — это основной параметр, определяющий его использование. Не смотря на то, что плотность не менее важна, классификации ее как таковой нет, в отличии обиходного SAE. Тем не менее практика и многочисленные тесты позволили увязать значение по SAE и плотность.
Пример! Определяем по марке машинного масла плотность и вязкость. Зимнее моторное масло 10W имеет плотность 857 кг/м3 или 0,857 кг/л при вязкости равной 32 сантистокса. Измерения проводились опытным путем при температуре в 40 градусов по Цельсию и занесены в табличные данные основных характеристик машинных масел. Естественно это не эталон и за счет присадок такое масло может иметь более жидкое состояние с меньшей плотностью. Смотрим далее, зимнее моторное масло 20W имеет уже совершенно другие показатели, вязкость его равна 68 сантистоксов, а плотность 865 кг/м3. Закономерность прослеживается, шаг вязкости увеличил плотность продукта. Летние машинные масла имеют еще большую плотность, чем зимние. Интервал таких марок, как 20 — 50, в соответствии даст плотность масла 861 — 875, при интервале вязкости от 46 до 220 снт.
Любые проводимые опыты и таблицы эталонов — это условность. Покупая машинное масло обязательно нужно внимательно читать этикетку, так как присадки и добавки в базовое масло способны кардинально изменить его параметры, не смотря на то, что буквы и классификация по SAE могут быть одинаковыми.
Источник: avtotehnar.ru
Как не запутаться в многообразии ГСМ: изучаем свойства моторной смазки
Использование горюче-смазочных материалов обязательно во многих узлах и агрегатах автомобиля. В современном же двигателе их применение имеет очень важное значение.
Плотность машинного масла Для того, чтобы не потеряться в бесчисленном множестве данной продукции, существуют различные классификации машинных масел, в том числе по плотности, вязкости и другим параметрам.
Их значения играют важную роль при использовании в различных условиях, так как то, что можно применять при одном температурном режиме, нельзя делать в другом.
Поэтому для более детального изучения этого нехитрого, на первый взгляд, вопроса, необходимо ознакомится с некоторыми базовыми понятиями.
Какова плотность машинного масла и от чего она зависит
Величина данного параметра чаще всего составляет 0,8-0,9 кг/л, но бывают образцы с отличающимися показателями, например, 0,7 кг/л, или 0,95 кг/л. На эту цифру оказывает влияние их качество, а также характеристики применяемых присадок.
Как это не странно, но определенной градации машинных масел по величине плотности не существует, так как вместо нее применяется деление по условному параметру вязкости – так называемой классификации SAE.
Согласно ей вся продукция разделяется на зимние и летние сорта. ППоказатель использования в холодных условиях обозначается перед латинской буквой W и в зависимости от его значения допускается эксплуатация транспортного средства в строго регламентированном температурном режиме.
Существует множество типов зимних сортов, которые подразделяются в пределах от 5W до 25W. Они предназначены для оптимальной деятельности ДВС в условиях низкой температуры.
Самым морозоустойчивым и соответственно менее вязким является вариант 5W, свойства которого позволяют эксплуатировать автомобиль при -30 градусах по Цельсию, в то время как 20W справляется лишь с семиградусным морозом.
Следует учитывать, что применение зимней гаммы недопустимо в теплую погоду, так как в этом случае требуется производить замену смазочных материалов на летние сорта.
Последние обозначаются цифрами без каких-либо буквенных обозначений и имеют градацию от 10 до 60. Владельцам новых авто не лишним будет знать, что их моторы способны довольствоваться вариантами с меньшей вязкостью, в то время как старые силовые агрегаты нуждаются в большем ее значении.
Существующая зависимость двух величин между собой
Несмотря на то, что приведенные выше цифровые обозначения имеют условный характер, провести параллель с показателем плотности все-таки возможно. Зимний сорт 10W соответствует величине 0,857 кг/л, а для 20W она уже будет равна 0,865 кг/л.
Что касается летних смазочных материалов, то параметр 20 будет равен 0,861 кг/л, а 50 – 0,875 кг/л.
Таким образом, тем, кому необходимо знать единицу, измеряемую в килограммах на литр, можно воспользоваться данной системой соответствия и, тем самым, без труда вычислить искомую величину.
Наличие золотой середины
Время не стоит на месте и производителями ГСМ уже давно разработаны, внедрены и широко применяются универсальные моторные масла, которые имеют двойное обозначение и могут эксплуатироваться как в теплое, так и в холодное время года.
Их использование намного удобнее и актуально для тех регионов, где климат имеет достаточно изменчивые характеристики. Поэтому автомобиль с таким типом смазочных материалов не рискует стать жертвой перепада температур.
Несмотря на существенную разницу в цене они получили широкое распространение, так как экономить на надежности авто, в конечном итоге, оказывается значительно дороже.
Именно поэтому встретить специализированные горюче-смазочные материалы на полках профильных магазинов достаточно проблематично, если не сказать, что практически нереально.
Что нужно знать о моторных маслах владельцам автомобилей Ауди
Техническое состояние автомобиля напрямую зависит от квалификации водителя. При несоблюдении элементарных требований по эксплуатации даже в самых дорогих и надежных моделях быстро начнутся многочисленные поломки и неисправности. Очень важной процедурой является замена смазочных материалов в
Качественная смазка: какое масло обеспечивает наименьший коэффициент трения при определенных условиях
маслоЗамена расходных материалов – входит в эксплуатационные потребности любого автомобиля. От уровня организации этого процесса и правильности подхода к выбору компонентов зависит ресурс основных узлов автомобиля. Наряду со всякого рода фильтрами приходится выполнять и ответственную операцию по
Что необходимо знать владельцам автомобилей Мазда при выборе трансмиссионного масла: функции, классификация особенности замены.
Поддержка автомобиля в надлежащем техническом состоянии – главная обязанность любого нормального водителя. Не последнюю роль в этом играет качество горюче-смазочных материалов, применяющихся в авто. В данной статье речь пойдет о том, как выбрать трансмиссионные масла для автомобилей Mazda и чем они
Рекомендации по замене и подборе масла для автомобилей Honda
Независимо от класса автомобиля, для качественной и длительной работы двигателя нужно своевременно проводить его техническое обслуживание. Двигатель является сердцем автомобиля, поэтому своевременная замена масла продлит его работоспособность и сохранит прежнюю мощность и динамические
Правила замены синтетической смазки в автомобиле Мазда 3
В процессе эксплуатации и технического обслуживания автомобиля замена смазки является одним из ключевых факторов, обеспечивающих надежную бесперебойную работу силового агрегата и трансмиссии. Такие работы должны проводиться строго в соответствии с указанной производителем периодичностью, которая
Физические свойства ДТ напомнят о себе зимой
Любая жидкость обладает рядом физических свойств, которые в той или иной степени влияют на ее эксплуатационные свойства. Это в полной мере касается солярки. Одним из важнейших показателей, который регламентируется ГОСТом, является плотность зимнего дизельного топлива. Оговорка на сезон года не
Источник: mashinapro.ru
Для чего необходимо знать значение плотности моторного смазочного состава
Знать точную плотность смазочного масла нужно, когда возникает необходимость перевода его объема в массу и наоборот. Данный параметр составов зависит от их температуры. Чем она ниже, тем выше показатели плотности.
Плотность помогает сравнивать свойства нескольких видов смазок. Однако она не является прямым показателем их качественности.
Моторные масла по своему составу делятся на синтетические, полусинтетические и минеральные. Последние производятся из сырой нефти путем ее перегонки и последующего рафинирования. Есть ароматические, парафиновые и нафтеновые минеральные смазки. Лучшими из них являются парафиновые аналоги, имеющие наименьшие плотностные характеристики.
При определении свойств смазки следует учитывать ее прозрачность и цвет. Они зависят от присутствия в продукте смолистых веществ. Чем более темная и менее прозрачная смесь, тем она хуже очищена.
Общие сведения
Плотность – это удельный вес любого вещества, находящийся в единице объема. Измеряется это значение в тоннах или килограммах на 1 кубический метр (кг/м³). Зависит оно от химического состава вещества. На уровень данной величины автомобильной смазки также влияет и ее фракционность. Чем температурный предел вскипания фракций вещества выше, тем его плотность, а, следовательно, и вес, больше.
На практике специалисты оперируют безразмерным значением – относительной плотностью смазочного масла. Это отношение плотности продукта при его конкретной температуре к аналогичному параметру воды при ее температуре +40 °С. Берется она в таком же объеме.
Смазочные материалы имеют такие значения данного параметра (в т/м³):
- составы, предназначенные для бензиновых моторов: 0.910 – 0.930;
- смазки для дизельных аналогов: 0.890 – 0.920;
- авиационные масла: 0.880/0.905.
Пикнометрический метод
Чаще всего специалисты определяют плотность при помощи пикнометра. Данный способ основывается на нахождении относительного значения искомой величины. Используется он в заводских лабораториях производителей смазывающих жидкостей.
Плотностные значения автомобильных масел по пикнометрическому методу определяется очень точно. Вплоть до четвертой цифры после запятой. Для взвешиваний применяются аналитические весы, имеющие погрешность не больше 0.0002 г.
Технология пикнометрического способа довольно сложна. Поэтому на нее существует отдельный российский ГОСТ №3900-85. Он полностью регламентирует и описывает данный метод.
Определение параметра ареометром
В домашних условиях плотность смазки можно определить с помощью ареометра. Он представляет собой поплавок – запаянную колбу из стекла с балластом. Она оснащена внизу термометром, а вверху – шкалой плотности в стеклянной трубке.
- Измерения осуществляйте при температуре масла +20 °С.
- Налейте состав в высокий стеклянный либо пластиковый цилиндр.
- Аккуратно опустите чистый и сухой ареометр в жидкость так, чтобы он не касался стенок емкости.
- Поставьте цилиндр таким образом, чтобы шкала искомого значения располагалась на уровне глаз.
- Подождите, пока колебания прибора прекратятся.
- Снимите показания. Одновременно с этим замерьте температуру жидкости.
Что делать, если температура не будет равна +20 градусам? В этом случае точные значения параметров смазки можно определить по приведенной таблице. Она показывает их с поправкой на температуру.
Источник: maslomotors.ru