Клапан вентиляции топливного бака
Chery Kimo red hot chili pepper › Бортжурнал › Клапан вентиляции топливного бака (продувки адсорбера)
Всем привет.
Кто нибудь слышал про адсорбер и вентиляцию топливного бака?
Не слышали, расскажу. 🙂
Последние лет 20, под давлением экологов, топливный бак автомобиля общается с атмосферой не просто так, а через ящик с активированным углем, который называется адсорбер.
Когда мы заправляем бак, топливо вытесняет воздух из бака и он выходит через адсорбер и частично через заправочную горловину. Когда автомобиль стоит на жаре, давление паров бензина в баке также стравливается через адсорбер. При движении автомобиля, когда бензонасос выкачивает топливо, создаваемым разрежением через адсорбер в бак затягивает атмосферный воздух. В общем бак дышит через фильтр с углем под названием адсорбер.
И все бы ничего, но пары бензина адсорбируемые активированным углем адсорбера имеют предел наполняемости и их оттуда нужно каким то образом удалять.
Для этого в адсорбере есть три дыры. Одна в бак, одна в атмосферу и одна во впускной коллектор двигателя.
Понятное дело, что бак и двигатель связаны с адсорбером шлангами, а дыра в атмосферу прямо так, заткнутая сеточкой и тряпочкой типа флизелиновой. В шланге, который идет от адсорбера до впускного коллектора стоит еще электромагнитный клапан. Почему то его везде называют клапаном вентиляции топливного бака, но правильное название клапан продувки адсорбера. Он всегда нормально закрыт.
Когда двигатель запущен, во впускном коллекторе, в задроссельном пространстве создается разрежение, создаваемое работой поршней в цилиндрах. С помощью него засасывается воздух в двигатель через воздушный фильтр. Оттуда же, из задроссельного пространства идет шланг дающий разрежение на ваккумный усилитель (в дизелях для этого стоит специальный ваккумный насос). И оттуда же разрежением засасывается воздух из адсорбера. Т.е. происходит его вентиляция. Разрежением впускного коллектора воздух с парами бензина засасывается из адсорбера, а на его место приходит атмосферный воздух.
Но все непросто.
ЭБУ (электронный блок управления) движка должен готовить бензовоздушную смесь стехиометрического состава. Т.е. ту, которая максимально полно сгорит в цилиндрах. Соотношение топливо/воздух 1/14,7.
Для этого ЭБУ должен знать количество засасываемого в горшки воздуха.
В нашем случае он считает объем воздуха чисто математически.
С помощью датчика ТМАР (давления и температуры всасываемого воздуха) ЭБУ знает температуру и скорость засасывания воздуха. Зная проходное сечение дыры дроссельной заслонки, зная положение ДЗ относительно этой дыры, ЭБУ вычисляет текущее проходное сечение и математически высчитывает объем засасываемого воздуха в единицу времени. Соответственно этому засасываемому объему воздуха он прыскает во впускной коллектор топливо из форсунок.
Теперь представьте, что воздух сосет не только через ДЗ, но еще и через адсорбер.
И неизвестно сколько в нем паров, в каком состоянии уголь и сколько воздуха засасывает.
И корреляции никакой не поддается.
Поэтому проблема решена следующим образом.
После запуска двигателя, лямбда датчик прогревается до рабочих 300 градусов и выходит на рабочий режим через 30-60 сек.
ЭБУ видит выход на рабочий режим по размаху сигнала с лямбды. После выхода лямбды на рабочий режим у ЭБУ появляется обратная связь и он переходит в режим работы — замкнутая топливная петля. В этом режиме ЭБУ видит остаток кислорода в выхлопных газах и соответственно корректирует управление впрыском.
И вот когда лямбда в работе и температура ОЖ движка 40-60 градусов (данные разные в источниках), только тогда открывается клапан продувки адсорбера и начинается забор воздуха в двигатель не только через ДЗ, а еще и через адсорбер. ЭБУ видит этот неучтенный воздух по лямбде и корректирует впрыск.
Но все опять непросто.
В режиме тапка в пол ЭБУ не учитывает показания лямбды и обогащает смесь по максимуму.
Ведь безопасность она важнее экологии. Т.е. на время такого режима продувку адсорбера лучше заткнуть, чтобы не мешал со своим лишним неучтенным воздухом.
Кроме того, есть тяжелые режимы работы движка, когда обороты небольшие, ДЗ открыта сильно и разрежение во впускном небольшое. В таких непростых условиях адсорбер нам опять мешает.
Короче говоря клапан продувки адсорбера работает не просто в режиме закрыт/открыт, а ЭБУ управляет им с помощью ШИМ, сообразуясь с какими то своими алгоритмами. Примерно также, как топливными форсунками.
Т.е. 0% импульсов, нулевое заполнение — клапан закрыт. 100% импульсов, стопроцентное заполнение, клапан полностью открыт. Ну и т.п.
Вообще этот клапан продувки работает годами и никак о себе не напоминает.
Кстати вот артикул нашего героя. Chery A11-1208210BA Ставят на Кимо, Тигго, Индюка и еще чего то.
У него есть брат близнец Бош, артикул Bosch 0 280 142 300. Его ставят на Ваги, Феррари ::-))) и другие авто. Стоит в 3 раза дороже.
И угораздило же китайцев поставить этот клапан в самом горячем и неподобаемом месте. А именно под пауком впускного коллектора справа.
Теперь самое интересное.
Как же проявляется неисправность этого клапана.
Вообще то мозги следят за его работой и если он умрет, известят об этом ошибкой.
Если клапан продувки адсорбера заклинит в закрытом состоянии, то адсорбер вентилироваться перестанет и это чревато следующим. Такие же симптомы будут и когда в силу старости выход в атмосферу у адсорбера сильно засрался.
При заправке бензин в бак придется цедить тонкой струйкой, т.к. вентиляции через адсорбер нет, а вентиляция через заправочную горловину недостаточна.
При длительной работе мотора обороты его могут гулять, т.к. бензонасос выкачивая топливо создает разрежение в баке, а воздух извне не поступает или поступает недостаточное его количество. Кто нибудь видел наверное, откручиваешь пробку бака, слышишь пшшшш и чуешь как воздух пошел в бак. Это оно и есть.
Причем бензонасос создает очень нехилое разрежение. Когда то на Пассате у меня сплющило бак после 200 км непрерывной езды. Благо он пластиковый, выдавил обратно.
Зависший в открытом или приоткрытом состоянии клапан являет себя провалами при резких ускорениях, неровная работа движка в начале прогрева и в тяжелых режимах.
У нас машина китайская. А значит неисправности тоже китайские.
Как вам работающий клапан, но работающий через задницу.
Т.е. завожу я мотор, он прогревается до температуры включения клапана продувки и начинается расколбас.
Обороты плывут, ЭБУ корректирует их до стандартных 840 об/мин и так так по кругу. Т.е. мозги успевают делать коррекцию работы и в мотор сканере я не вижу ничего, за исключением слегка сильно плавающих оборотов.
Но по звуку то я слышу, что движок запинается и меняет тональность работы. Как мотор прогреется, так все нормально. И еще когда пару часов по трассе на скорости 120-130 км/ч, после этого движок на холостых слегка дурит некоторое время.
Я на на что только не думал. И на подсос грешил и на рваную мембрану ваккумника. Об этом клапане даже и мысли не было.
И вот он сам себя выдал наконец то. Загремел при работе как погремушка.
Когда я впервые услышал его звук из под капота, я чуть не усрался. Думал распредвал развалился к едренефении. Клапан же резонирует по движку и кажется, что звук идет из ЦПГ. И все совпало. Как клапан забрякал, так начался расколбас на холостых во время прогрева. Ошибок никаких при этом нет.
В общем надо менять. Цена вопроса 553 рубчика. Объем гемороя еще не прикидывал.
Источник: www.drive2.ru
Opel Astra 1.6 Turbo”МикроТурбоМир” › Logbook › 123. Замена клапана вентиляции топливного бака.
Хлопки в баке, цокающий звук двигателя, ошибки, отрицательная долгосрочная коррекция и т.д. — все это говорит о том что из строя вышел клапан вентиляции топливного бака а может и не только он.
И меня не обошла стороной данная проблема, но узнал я об этом совсем недавно. Ошибок у меня не было, на небольшой “пердеж” в районе топливного бака я как-то не обращал особого внимания, а причину цоканья двигателя мне не мог объяснить ни один сервис.
Все изменилось, когда после заливки нового ЧИПа мы с Shoorf решили сделать диагностику двигателя и посмотреть какие показатели нам выдаст ELM через программу Car Scaner. Сергей взглянул на показатели и сказал что с Долговременной коррекцией что-то не так (она была -15,6%). Ошибки появляются когда данный показатель находится в зоне -30 долгое время.
Причин данной проблемы тому может быть несколько:
1. Порвалась мембрана в клапанной крышке;
2. Вышел из строя клапана вентиляции топливного бака;
3. Проблемы с самим абсорбером. Данный вариант рассматривали как самый маловероятный.
По п.1 открыли заглушку на клапанной крышке (под которой расположен модуль) и закрыли маленькое отверстие, которое расположено в левой части крышки. Звук двигателя поменялся и коррекция ушла в положительную область значений. Значит мембране возможно кирдык, но это не точно.
По п.2 цоканье двигателя, воздух при открытии крышки бензобака и все та же злосчастная долговременная коррекция говорили о том что клапан умер. Чтобы убедиться в этом на 100% его необходимо было снять.
Прежде чем снимать клапан покурил отличную тему на Астраклубе где в подробностях описаны все симптомы, как проверить и как лечить.
Вот собственно пациент:
Тестируем:
1. Отключаем разъем и снимаем сборку из клапанов.
Собираем все обратно и идем в ЕМЕХ. Обнаруживаем что под мой VIN данных запчастей как бы уже нет. Номер не бьется по базе. Тогда идем в gmsklad.ru находим альтернативный номер: 93189063 “Клапан” и удивляемся ценнику. Это конечно не цена одного клапана, а всей сборки, но тем не менее ценник пугающий.
Естественно что за такие деньги никто его покупать не будет в здравом уме. Все эти клапана производит компания Bosch. И одним из самых популярных решений является клапан от УАЗ Patriot, цена вопроса 950 рублей. Мне ребята из Астраклуба Екб дали номер еще более бюджетного решения:
Bosch 0 280 142 442 “Клапан вентиляции топливный бак”, цена = 545 рублей.
Заказываем и ждем неделю.
Вот что приехало:
Установил все на свои места, подключился к ELM и начал смотреть как будет себя вести долговременная коррекция.
Итог: Хлопки в баке пропали, двигатель перестал цокать и никаких звуков при открытии крышки бензобака нет.
Остается вопрос: Что с мембраной в клапанной крышке? Стоит ли проверить ее состояние? Ну и напрягли высокие показания MAFа, хотя возможно это из-за того что двигатель еще не прогрелся. Что думаете астраводы?
Источник: www.drive2.com
Клапан вентиляции топливного бака
Описание функционирования
Клапан вентиляции топливного бака управляет регенерацией фильтра с активизированным углем путем продувки его воздухом. Всасываемый фильтром воздух насыщается углеводородом, накопленным в угольном элементе. После этого продувочный воздуха отводится в камеру сгорания.
Образование углеводородов в топливном баке зависит от следующего:
- Температура топлива и температура окружающей среды
- Давление воздуха
- Уровень топлива в баке
- Время
Обозначение | Пояснение | Обозначение | Пояснение |
---|---|---|---|
1 | Клапан вентиляции топливного бака | 2 | Подключение двигателя |
3 | 2-полюсное штекерное соединение | 4 | Подключение к фильтру с активированным углем |
Существуют также клапаны вентиляции топливного бака с 2 местами сброса.
Обозначение | Пояснение | Обозначение | Пояснение |
---|---|---|---|
1 | 2-полюсное штекерное соединение | 2 | Разъем трубопровода вентиляции топливного бака, 2 место впуска |
3 | Разъем трубопровода вентиляции топливного бака, 1 место впуска | 4 | Клапан вентиляции топливного бака |
5 | Разъем трубопровода вентиляции топливного бака от фильтра с активированным углем |
Количество топливных паров, поступивших в двигатель внутреннего сгорания из фильтра с активированным углем, должно быть адаптировано к данному рабочему состоянию двигателя. Для этого система управления двигателем подает на клапан вентиляции топливного бака сигнал с широтно-импульсной модуляцией с постоянной или переменной частотой.
Структура и внутренние соединения
Клапан вентиляции топливного бака является электромагнитным клапаном. В обесточенном состоянии клапан вентиляции топливного бака закрывает трубопровод вентиляции топливного бака от фильтра с активированным углем до всасывающей трубы. Трубопровод вентиляции топливного бака также называется трубопроводом подачи наружного воздуха.
Обозначение | Пояснение |
---|---|
1 | Клапан вентиляции топливного бака |
Распределение контактных штырей в разъеме
Штырь | Пояснение |
---|---|
Kl. 15N | Контакт 15, питание |
PWM | Сигнал ШИМ |
Активизация и заданные значения
При заглушенном двигателе и после пуска двигателя клапан вентиляции топливного бака остается закрытым, пока температура двигателя ниже 40 °C. Но воздух из топливного бака по-прежнему выводится в атмосферу через фильтр с активированным углем. Выделяемые при этом пары топлива собираются фильтром с активированным углем. На первой коррекционной фазе клапан вентиляции топливного бака закрывается. Для 3 диапазонов нагрузки (холостой ход, нижний и средний диапазоны нагрузки) при определенных значениях частоты вращения и нагрузки выполняется коррекция рабочей смеси для отклонения лямбда = 1. На второй стадии вентиляции топливного бака клапан вентиляции топливного бака открыт на весь период действия стадии (270 с), пока не появятся другие команды (напр., уменьшение подачи топлива при принудительном холостом ходе или запрос диагностической системы). На второй коррекционной фазе клапан вентиляции топливного бака вновь закрывается. Для 3 диапазонов нагрузки (холостой ход, нижний и средний диапазоны нагрузки) при определенных значениях частоты вращения и нагрузки выполняется коррекция рабочей смеси для отклонения лямбда = 1. Все последующие коррекции выполняются аналогично.
Обозначение | Пояснение | Обозначение | Пояснение |
---|---|---|---|
1 | Клапан вентиляции топливного бака открыт | 2 | Клапан вентиляции топливного бака закрыт |
3 | 1-я стадия вентиляции топливного бака | 4 | 1-я фаза коррекции |
5 | 2-я стадия вентиляции топливного бака | 6 | 2-я фаза коррекции |
7 | Время |
Соблюдать следующие заданные значения для клапана вентиляции топливного бака:
Размер | Значение |
---|---|
Диапазон напряжений | 9–16 В |
Скважность | 0-100 % |
Диапазон частоты | 0-30 Гц |
Потребление тока | 1 А |
Диапазон температур | от -30 °C до 140 °C |
Указания по диагностике
Отказ узла
- запись кода ошибки в блоке управления двигателем
- аварийный режим с эквивалентным значением
Общие указания
Если лямбда-зонды перед катализатором выдают недостоверные значения или обнаружено нарушение функционирования обоих лямбда-зондов, клапан вентиляции топливного бака переходит в аварийный режим. В аварийном режиме расход продувочного воздуха зависит от частоты вращения и положения дроссельной заслонки (ниже, чем в обычном режиме).
Оставляем за собой право на опечатки, смысловые ошибки и технические изменения.
Источник: www.newtis.info
Система вентиляции топливного бака Фольксваген Гольф 4, Бора (Поиск и устранение неисправностей)
Завсегдадатый
На диагностике выявилась ошибка – неисправность системы вентиляции топливного бака. Еле нашёл, где собака закопана – электромагнитный клапан. Информации по поиску и устранению этих неисправностей очень мало(в мануале вообще ничего нет). А влияние этой системы на работу двигателя значительно – перебои на холостых и малых оборотах, повышенный расход топлива. Возможно кому-то поможет изложенное ниже.
Топливный бак(общие сведения)
1 – пробка.
2 – уплотнительное кольцо.
3 – крышка топливозаливной горловины.
4 – болт.
5 – гравитационный клапан.
6 – уплотнительное кольцо.
7 – вентиляционный шланг. Шланг черного цвета крепится сбоку топливного бака и идет к адсорберу.
8 – вентиляционный клапан.
9 – провод, соединенный с массой автомобиля.
10 – напорный трубопровод черного цвета. По напорному трубопроводу осуществляется подача топлива к топливному фильтру.
11 – возвратный трубопровод(обратка) синего цвета. Возвратный трубопровод идет от двигателя.
12 – четырехконтактный электрический разъем. К электрическому разъему подсоединены провода датчика уровня топлива и топливного насоса.
13 – флянцевая гайка.
14 – флянец. При установке флянца, метка на флянце, должна совместиться с меткой на топливном баке.
15 – датчик уровня топлива.
16 – трубопровод подачи топлива.
17 – топливный насос. Замену топливного насоса необходимо производить вместе с флянцем и трубопроводом подачи топлива.
18 – уплотнительное кольцо.
19 – болты.
20 – топливный бак.
21 – крепежная пластина.
22 – ленты для крепления топливного бака. Ленты для крепления имеет разную длину. Отверстие в ленте расположено с передней стороны топливного бака.
23 – держатель топливного фильтра.
24 – болт.
25 – топливный фильтр. Стрелка на корпусе топливного фильтра показывает направление потока топлива.
26 – напорный трубопровод черного цвета.Трубопровод идет к топливной магистрали.
27 – обратка синего цвета.
28 – вентиляционный шланг.
Назначение системы вентиляции топливного бака.
Вентиляция топливного бака важна для подачи воздуха в том объеме, в котором расходуется топливо. В топливный бак должен проникать воздух, иначе в нём образуется пониженное давление, и подача топлива прекратится.
Кроме того топливный бак должен вентилироваться для того, чтобы у топлива была возможность для расширения при нагревании. При заправке топлива из топливного бака должно вытесняться достаточное количество воздуха для того, чтобы оно не выливалось через заливной патрубок.
Принцип работы системы вентиляции топливного бака автомобиля VW.
Сверху к топливному баку подключена вентиляционная трубка. Вначале она идет через соединительный узел на заливном патрубке в так называемый гравитационный клапан. Он закрывает трубку, как только автомобиль наклоняется на бок более чем на 45°.Этим самым не допускается выливание топлива через вентиляционную трубку при авариях.
Оттуда вентиляционная трубка выводится не просто наружу, а входит в угольный фильтр(адсорбер). Его предназначение – улавливании вредных для окружающей среды топливных паров, которые образуются в следствие нагревания содержимого топливного бака. Когда двигатель работает, при изменении нагрузки на него, газы отсасываются из угольного фильтра. То, когда это происходит, определяет электромагнитный клапан, управляемый впрыском топлива.
Параллельно этой системе существует скоростная вентиляция, которая ведет к заливному патрубку через компенсирующий объем в виде специальной ёмкости в заливной горловине топливного бака. Этот путь вентиляции имеет значение, прежде всего при заправке, когда уровень топлива быстро поднимается, и топливные пары должны вытесняться, но так, чтобы не попадать в атмосферу в слишком большом количестве.
В процессе расхода топлива этим же путем в топливный бак попадает атмосферный воздух, поэтому в топливном баке не может образовываться пониженное давление.
Основными неисправностями сис-мы вентиляции бака являются засорение адсорбера и неисправность электромагнитного клапана.
Работоспособность адсорбера проверяется продувкой его сжатым воздухом. На вход адсорбера подаётся воздух(около 0,5 ати), если на выходном щтуцере давление значительно меньше или отсутствует совсем, адсорбер следует заменить либо отремонтитовать(инф-ция по ремонту есть в F.A.Q., правда, адсорбер там другой).
Проверка электромагнитного клапана.
1. Прогрейте двигатель до рабочей температуры и оставьте его работать на холостом ходу.
2. Снимите с электромагнитного клапана вакуумный шланг, идущий от адсорбера(поз.1)
3. Проверьте, есть ли разрежение на флянце клапана. В противном случае проверьте работу электромагнитного клапана.
4. Для этого отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи и разъем от электромагнитного клапана(поз.3)
5. Отсоедините шланги(поз.1,4) от электромагнитного клапана и снимите клапан.
6. Если клапан продувается воздухом, значит, он неисправен.
7. При необходимисти замените клапан.
1 Шланг от адсорбера
2 электромагнитный клапан
3 электроразъем
4 шланг к впускному коллектору
У некоторых автомобилей (напр.Шкода) клапан находится непосредственно на адсорбере.
Источник: vwts.ru
Клапаны вентиляции топливных баков в Балашихе
Клапан вентиляции топливного бака BOSCH 0 280 142 300
клапан топливной системы отсечной AN6
095420-0260 Клапан топливной рампы
Клапан крышки бака
Клапан вентиляции топливного бака Citroen Berlingo (M49.
Клапан вентиляции топливного бака прямой 17-19 мм.
Магнитный клапан для топливного бака Wallas 30012
Клапан вентиляции топливного бака прямой диам 16мм.
Бак топливный 12 литров RTG-6YJ12-00
Вентиляционная головка топливного бака с защитой от пер.
Бензиновый электромагнитный клапан Lovato
Головка вентиляционная топливного бака 16 мм
Кран для бензобака генератора
Обратный клапан топливной системы Starex/H-1/Terracan
Вентиляционная головка топливного бака прямая
Шланг вентиляции топливного бака BRP CanAm Outlander Re.
Клапан вентиляции топливного бака угловой диам 17-19 мм.
Бак топливный двиг. R190 (под крышку с внутренней фикса.
Вентиляционная головка топливного бака, угловая
Клапан вентиляции топливного бака круглый 25 мм
Кран для бензобака генератора 168F (Honda GX200)
Бак топливный двиг. R180(под крышку с внутр. фиксацией.
Клапан топливного бака (обратный клапан топливной систе.
ДЗА клапан бензобака обратки топлива ваз 2105, 2108-99.
Клапан электромагнитный латунный нормально-закрытый ARM.
Клапан крышки бака черный
Клапан вентиляции топливного бака прямой диам 16мм.
Вентиляционная головка топливного бака прямая
Вентиляционная головка топливного бака с защитой от пер.
ДЗА 21050116406000 клапан бензобака обратки топлива ваз.
Источник: balashiha.yavitrina.ru