Левостороннее движение в европе
ТОП-7 стран мира с левосторонним движением
Статья о левостороннем движении: страны с таким типом движения, особенности, интересные факты. В конце статьи — видео о правостороннем и левостороннем движении.
Содержание статьи:
- Немного истории
- Страны с левосторонним движением
- Интересные факты
- Как направление движения сказалось на конструкции автомобиля
- Видео о правостороннем и левостороннем движении
Сейчас в большинстве стран правостороннее движение, причём касается это не только автомобильного, но и железнодорожного транспорта. Однако правила некоторых стран, в силу тех или иных причин и внутренних особенностей, предусматривают использование левостороннего движения.
Что это за страны и почему они предпочли движение по левой стороне дороги?
Немного истории
Для многих может стать откровением, что преобладающую часть своей истории люди использовали именно левостороннее движение. И лишь несколько столетий назад ситуация в корне изменилась, и правостороннее движение стало преобладать.
Доказательством этому служит римский динарий, на одной из сторон которого изображена пара наездников, разъезжающихся по левой стороне, а также найденные в карьерах следы повозок, которые слева (если смотреть с каменоломни) имели более отчётливый след.
Кроме того, левостороннему движению в то время способствовало и то, что большая часть населения были (и остаются) правшами, включая всадников, которым было необходимо держать в правой руке оружие.
Популяризацию движения по правой стороне в странах Европы приписывают Франции, в частности — Наполеону, который утвердил его и распространил не только во Франции, но и на всех территориях завоёванных государств, которые в последующем решили ничего не менять.
В то же время, популяризацию левостороннего движения в ряде стран Азии и в Австралии приписывают Великобритании — в разных частях света у Британии было множество колоний, на жизнь которых она серьезно повлияла.
Страны с левосторонним движением
В данный момент в мире насчитывается 46 стран, где используется левостороннее движение. Наиболее значимые из них представлены ниже.
Великобритания
В Британии первым законодательно зафиксированным документом, обязывающим население страны придерживаться левостороннего движения, является билль, датированный 1756 годом. В нем власти обязывали всех использовать правую сторону дороги при перемещении по Лондонскому мосту. А уже спустя 20 лет это правило распространилось на территорию всей страны, которое актуально и по сей день.
Австралия
Австралия унаследовала правило левостороннего движения от Англии. Австралия была британской колонией с 1770 по 1901 год, после чего до 1931 года являлась доминионом Соединенного Королевства. В 1931 году Австралия получила статус независимого государства, хотя её главой (как и главой других стран Британского Содружества) формально остается королева Великобритании.
Индия
Как и в случае с Австралией, левостороннее движение в Индии появилось под влиянием метрополии. Интересно, что практически в каждом городе имеются уникальные особенности дорожного движения, и правила передвижения по дорогам в одном населённом пункте могут быть не применимы в соседнем.
Кроме того, в этой стране на автомобильных дорогах царит полнейший хаос, способный вызвать неподдельное изумление даже у опытных автомобилистов.
Новая Зеландия
Ещё одна страна, которой левостороннее движение досталось «в наследство» от Англии. Тут же стоит упомянуть тот факт, что по количеству машин на единицу населения Новая Зеландия входит в ТОП-10 стран мира – её показатель составляет 7 авто на 10 человек.
При этом контроль за соблюдением правил ПДД возложен на камеры наблюдения, которыми оснащены все дороги без исключения.
Ирландия
Ирландия находится в непосредственной близости от Британии, что без сомнения оказало прямое влияние на направление дорожного движения в стране.
Помимо этого, в Ирландии крайне высокие штрафы за нарушение ПДД. Так, за попытку проезда «зайцем» по платной автостраде нарушителю грозит штраф более чем в 1200 евро.
Сингапур
Небольшая страна, расположенная на юго-востоке Азии, в которой также в ходу левостороннее движение.
Одной из ключевых особенностей этой страны является то, что быть обладателем собственного автомобиля тут очень и очень дорого. Кроме того, власти Сингапура, с целью борьбы с пробками, внимательно контролирует количество автомобилей — по местным правилам, ежегодный прирост количества транспортных средств в стране не должен превышать 3%.
Япония
История появления левостороннего движения в Японии имеет два мнения. Согласно первому, японские самураи носили свои мечи с левой стороны, поэтому, чтобы не цеплять друг друга во время езды на лошадях, придерживались именно левостороннего движения.
Второе говорит о том, что езде с левой стороны в Японии поспособствовали тесные торговые взаимоотношения страны все с той же Великобританией.
Как бы там ни было, общегосударственный указ о левосторонней езде в Японии был принят в 18 столетии, а окончательно утвержден лишь в 1927 году.
Интересные факты
В США вплоть до конца 18 века придерживались левостороннего движения, пока возничие не пересели на повозки, запряжённые большим количеством лошадей. Дело в том, что такие повозки не были оборудованы специальным местом для «водителя», поэтому ему приходилось располагаться на самой задней левой лошади, чтобы правой рукой, которая зачастую намного сильнее левой, было удобнее управлять всей упряжкой. В такой ситуации намного комфортнее и безопаснее передвигаться именно с правой стороны.
Этот же принцип был взят за основу Генри Фордом при проектировании своего первого автомобиля, руль которого располагался именно с левой стороны.
Швеция стала последней страной на территории континентальной Европы, которая перешла с левостороннего движения на правостороннее. Дело в том, что все соседние страны использовали правостороннее движение, и это создавало массу проблем при пересечении границы автомобилистами. Кроме того, преобладающее количество выпускаемых автомобилей были с левым расположением руля.
Любопытно, что к переходу на правостороннее движение жители Швеции готовились в течение 4-х лет. Сам же переход произошёл 3 сентября 1967 года – ровно в 04:50 все движение на улицах было остановлено, а уже с 05:00 — возобновлено, но уже по правилам правостороннего движения. В истории Швеции этот день значиться как «День «Н», где «Н» – это сокращение от шведского слова «h?gertrafik», которое дословно переводится как «правостороннее движение».
В настоящее время в мире существует достаточное число городов, где есть улицы и с левосторонним, и с правосторонним движением. В их числе значатся, например, Одесса и Санкт-Петербург.
Как направление движения сказалось на конструкции автомобиля
Заключение
Около 33% всех дорог в мире имеют правостороннюю направленность, а это не так уж и мало. Поэтому на всякий случай перед автомобильным путешествием в дальнее зарубежье лучше изучить особенности ПДД тех стран, территорию которых вы собираетесь посетить.
Видео о правостороннем и левостороннем движении:
Источник: fastmb.ru
В каких странах левостороннее движение машин
Человечество давно догадалось: договорившись о стороне движения автомобилей, можно сильно сократить пробки и ДТП. Но сегодня больше четверти дорог в мире принадлежат странам с левосторонним движением автомобилей, а 34% населения планеты движутся по правому. То есть, договориться не удалось.
Основные отличия право- и левостороннего движения
Собственно, главное расхождение — в “зеркальности” процесса и конструкции машин.
Руль с водительским местом — слева на авто для правостороннего движения и наоборот. Конечно, не без исключений, — типа суперкара “МакЛарен Ф1” с сидением по центру.
Дворники разных автомобилей тоже работают на обзор водителя: у леворульных они уложены вправо и наоборот, так и с расположением переключателя стеклоочистителей. Есть симметричные дворники, как, например, у некоторых “мерсов” 90-х годов.
Переключатели поворотников зачастую слева, кроме австралийский и японских авто. А с недавних пор “праворульки” для реализации на европейском рынке оснащаются переключателями сравни леворульным, что вопреки эргономике, зато не вопреки кошельку производителя. Остальные с этой самой эргономикой дружны и для удобства водителя поворотник “леворулек” делают справа, а омыватель-очиститель и АКПП — слева.
Автомобильный рычаг передач всегда разделяет водителя и пассажира, либо установлен на консоли перед глазами. Исключение — модерновые модели “Мерседес-Бенц” или праворульный “Форд GT40 MK1” с правым КПП.
До Второй мировой расположение педалей у праворулек менялось, теперь сравнялось с леворульными “сцепление — тормоз — газ”.
Выхлопная труба стоит по осевой линии: с правосторонним движением — слева и наоборот, исключая японские “леворульки”.
Остальные приборы салона расположены для комфорта водителя, например, регулятор громкости магнитолы соответствует стороне руля. Кроме, конечно, авто для ЕС: что производителю хорошо, то водителю — не очень. А техническим евронормам при этом все соответствует.
Важно! Мотоциклы-одиночки для разных сторон движения по конструкции не отличаются. У колясочных — зеркальные педали и боковой прицеп.
Кстати, расположение пассажирских дверей общественного транспорта соответствуют стороне движения.
Каноны движения очевидны: при правостороннем — следовать правой стороны, при левостороннем — левой. Перестроиться при необходимости не очень сложно, хотя в этом состоит главный минус левых полос: праворульных машин для них немного и водителям первое время приходится привыкать к зеркальному процессу, включая знаки на дороге. Да и обгон на таком авто — не самое простое.
Среди плюсов — усиленная, то есть более безопасная конструкция праворульных авто: в ДТП зачастую удар приходится на левую сторону. К тому же, водитель выходит на тротуар, а не дорогу. Еще, по статистике, эти машины реже угоняют.
Выбор направления в разных странах
История ПДД и положения руля уходят в древность. Ученые полагают, что еще в 50 г. до н.э. извозчики подчинялись своду правил Цезаря: раскопки римской каменоломни говорят о левостороннем движении повозок. К тому же, на денарии выпуска того же года — разъезжающиеся по левой стороне всадники. Для последних эта сторона тем более предпочтительна — вооруженные группы постоянно перемещались, держа ударную руку с мечом наготове.
Правостороннее движение зародилось, когда разгуливание с оружием перестало быть нормой и начала играть физиология: правшам (коих большинство) проще было разъезжаться, управляя повозкой сильной, правой рукой. Постепенно это стало нормой.
Так и в России: сначала сторона избралась стихийно и естественно. Позже, в 1752 году императрица Елизавета указом официально определила движение по правой стороне.
В Японии тоже все начиналось со всадников-самураев: возившие катану за поясом, они от греха подальше придерживались лева. В 1603-1867 годах традиционно направляющиеся в японскую столицу двигались слева, постепенно это разошлось по всей стране.
В 1756 году на Западе вышел билль о движении по Лондонскому мосту — слева. Через 20 лет “Дорожный акт” ввел левую полосу по всей стране, позже — и на железнодорожных путях.
Англию принято считать главным зачинщиком левостороннего движения в мире. Естественно, и ее колонии двигались по аналогичной полосе.
Францию же часто связывают с началом правостороннего движения: в 1789 — парижский декрет, чуть позже — Наполеон утвердил такой порядок. В начале 19 века его сторонники — испанцы, немцы, голландцы, швейцарцы, итальянцы и поляки последовали его примеру. Тогда как противостоявшие — британцы, австро-венгры, португальцы — перешли на левую. Франция позже повлияла и на других.
Те же Штаты: в конце 18 века, благодаря генералу М-Ж.Лафайету, они плавно сменили движение на правостороннее, кроме Канады (до 1920 года).
Страны, изменившие движение по полосам
Не только США, многие страны постепенно сменяли порядок движения по разным причинам.
На правостороннее перешли прежние английские колонии в Африке — Гамбия, Нигерия, Гана, Сьерра-Леоне: повлияло соседство с государствами-прежними французскими “подопечными”.
Мозамбик — наоборот — после португальской колонизации из-за британских колоний-соседей перешла на левую сторону дороги. Самоа сделала то же самое из-за засилья подержанных праворульных авто.
Корея сменила левую полосу в 1946 году, с истечением оккупации японцев.
Окинаву в 1977 году, ссылаясь на Женевскую конвенцию о дорожном движении (где страны-участницы должны иметь одну транспортную систему) перевели на левую полосу.
Чехословакия двигалась по левой стороне вплоть до 1938 года, с 1939, вторжением и оккупацией Гитлера переведена на правую.
Важно! Самый известный и последний переход с лево- на право-стороннее движение случилось в Швеции. Реформу Дня “Н” готовили почти 5 лет. И вот, осенью 1967 года все машины остановились в 4:50 утра, чтобы за 10 минут сменить полосу движения. Неразбериха была знатная. Первое время из-за скоростного ограничения, да и просто не привыкших водителей на дорогах воцарился почти рай — никаких ДТП. Однако скоро все пришло “в норму”.
К слову, есть некоторые отступления от правил: в Одессе и Питере и сейчас есть левосторонние улицы для логистики в в часы пик. В Париже тоже есть такая: авеню имени генерала Лемонье.
Список стран с левосторонним движением машин
Сегодня у 53 из 193 стран — левостороннее движение транспорта. Для удобства выделим в перечень и зависимые территории.
Страны Европы
- Великобритания;
- Гернси;
- Джерси;
- Ирландия;
- Мальта;
- Мэн.
- Аомынь;
- Бангладеш;
- Бруней;
- Бутан;
- Восточный Тимор;
- Гонконг;
- Индия;
- Индонезия;
- Кипр;
- Кокосовые острова;
- Малайзия;
- Мальдивы;
- Непал;
- Остров Рождества;
- Острова Кука;
- Пакистан;
- Северный Кипр;
- Сингапур;
- Таиланд;
- Шри-Ланка;
- Япония.
Африка
- Ботсвана;
- Замбия;
- Зимбабве;
- Кения;
- Лесото;
- Маврикий;
- Малави;
- Мозамбик;
- Намибия;
- Свазиленд;
- Острова Тристан-Да-Кунья, Святой Елены, Вознесения;
- Сейшелы;
- Танзания;
- Уганда;
- ЮАР.
Южная Америка
- Гайана;
- Суринам;
- Фолклендские острова.
Океания
- Австралия;
- Кирибати;
- Науру;
- Ниуэ;
- Новая Зеландия;
- Норфолк;
- Соломоновы и Острова Кука;
- Папуа-Новая Гвинея;
- Питкэрн;
- Самоа;
- Токелау;
- Фиджи.
В некоторых “правосторонних” странах по разным причинам принято левая сторона на железных дорогах. А у единственной в мире — Индонезии — все наоборот (влияние Голландии).
Правила смены стороны движения на границе
На стыке дорог с разными сторонами движения строятся пункты и развязки, порой просто огромные. Например, пункт между Лаосом и Таиландом или мост реки Такуту с развязкой между Бразилией и Гайаной.
У континентального Китая это мост на границе с Гонконгом и развязка в 2 уровня у моста Лотос с Макао.
Въезд в страну, на “несоответствующем” стороне движения автомобиле зачастую легален. Новая Зеландия требует спецразрешение, Словакия вообще не регистрирует праворульные авто. Австралия же запретила леворульные: поставщики при ввозе обязаны переоборудовать.
Россия не так давно тоже едва не начала глобальный переход на правый руль — сказался ввоз японских подержанных машин. Но с повышением уровня жизни надобность в них отпала, а новенькие авто поставлялись уже с левым рулем.
Так или иначе, исследования на эту тему подтверждают, что вероятность ДТП не зависит от полосы движения или положения руля. Безопасность на дороге — только в руках водителя.
Источник: autodont.ru
Страны с левосторонним движением на дорогах
Во всем мире еще до изобретения первого автомобиля было принято придерживаться одной стороны дороги, чтобы избежать столкновения. Несомненное большинство выбрало правую сторону, и около 34% – левую. Откуда взялось и с чем связано это отличие, мы расскажем далее.
Что влияет на выбор направления в разных странах
На самом деле выбор той или иной стороны дороги никак не сказывается на удобстве вождения и количестве аварий, поэтому объяснить его можно только исторически сложившимися традициями.
Многие пытались выяснить, почему в некоторых странах принято левостороннее движение, и предложили несколько теорий. Первым делом они вспомнили Римскую империю, где был именно такой порядок передвижения, и высказали мнение, что после ее распада бывшие провинции продолжали соблюдать привычные правила. Однако не ко всей Европе это применимо: в Англии закрепилось левостороннее движение, а во Франции – правостороннее.
Есть также теория, что правостороннее движение логичнее, так как у большинства людей доминирующей рукой является правая, но некоторые страны поменяли порядок движения назло другим. Ярким примером такого поступка являются США, которые вначале взяли пример с Великобритании, а затем перестроились на правила, принятые во Франции, и стали придерживаться правой стороны дороги.
Сейчас практически все бывшие британские колонии практикуют левостороннее движение, кроме тех стран, куда гиганты мирового автопрома массово поставляют машины с левым рулем, вот почему есть исключения с правосторонним движением.
В России разграничение встречных потоков с ориентиром вправо было зафиксировано еще при Елизавете Петровне, немного раньше, чем это произошло в Великобритании. Почему был сделан такой выбор, неизвестно.
Основные отличия право- и левостороннего движения
Самое главное отличие заключается в том, что при правостороннем движении водитель должен придерживаться правой стороны дороги, а при левостороннем – левой. Сообразно этому конструируются автомобили: для правосторонних место водителя и руль находится слева, а для левосторонних – справа. Переключатель скоростей, педали и прочие элементы управления расположены в одинаковом порядке для обоих видов машин.
При этом, проживая в стране, где принято ездить по правой стороне, никто не запрещает пользоваться автомобилем с обратным рулем. Нужна некоторая сноровка, чтобы привыкнуть к управлению, но затем это никак не отражается на качестве вождения.
Список стран с левосторонним движением
Давайте более подробно рассмотрим, в каких странах принято левостороннее движение и как сложилась подобная традиция в мире.
Страны Европы
В Европе не так много стран с левосторонним движением. К ним относятся:
Считается, что традицию придерживаться левой стороны дороги все страны переняли у Великобритании. Там это было закреплено законом с середины XVIII в., однако неизвестно, почему в Англии посчитали удобным именно левостороннее движение. Кроме версии с подражанием римлянам существует теория, что дорожное движение регулировалось теми же правилами, что и морское. Английские суда обходили друг друга, руководствуясь логикой левостороннего движения.
Что касается Кипра, то он так же был оккупирован британскими войсками в середине XIX столетия и находился под их властью достаточно долго – более 80 лет. Вот почему на Кипре тоже принято левостороннее движение, хотя на Крите и в соседней Греции –правостороннее.
Почему-то не все страны в Европе пошли вслед за Великобританией –некоторые взяли пример с Франции, которая также была влиятельной державой в те времена, когда законодательно закреплялись правила дорожного движения. Скорее всего, это связано с активной внешней политикой тех лет, формированием военных союзов и переделом колоний. Например, в Италии не было единого порядка, в каждом городе существовали свои правила передвижения, но с вступлением в Тройственный союз, инициатором которого стала Германия, итальянское правительство узаконило правостороннее движение.
Страны Азии
В Азии гораздо больше стран с левосторонним движением, чем в Европе. Это такие государства, как:
- Бангладеш;
- Индия;
- Гонконг;
- Япония;
- ФДРН;
- Дивехи Раджже;
- Пакистан;
- Тимор-Лешти;
- Шри-Ланка;
- Индонезия;
- Сингапур;
- Таиланд;
- Малайзия;
- Бруней-Даруссалам.
Многие из этих стран были колониями и заимствовали правила разъезда от бывших метрополий. Японские самураи сами приняли решение держаться левой стороны дороги. Они носили нихонто на левом боку, и оружие могло неосторожно задеть едущего навстречу путешественника, вот почему в Японии устоялось левостороннее движение.
На Дальнем Востоке, благодаря близости к Японии, очень много машин, в которых руль расположен справа, несмотря на то, что в России принято правостороннее движение. Отдельные русские города ввели и левостороннее движение на определенных улицах, чтобы снизить нагрузку на дороги.
Что касается Таиланда, то он всегда был самостоятельным государством, но все же перенял у соседей левостороннее движение. С чем именно это связано, история умалчивает, видимо, взаимная миграция и торговля с близлежащими странами обязывают к единым правилам.
В КНР, несмотря на влияние соседних и европейских государств, движение сориентировано вправо: в Китае такая система сложилась очень давно, они даже не колебались, какое направление выбрать – правостороннее или левостороннее.
Вьетнамские дороги шокируют путешественников возможностью ехать в любом направлении: из-за этого с первого взгляда непонятно, какое движение принято во Вьетнаме, но все же оно правостороннее. Водитель может ехать не по своей полосе, но тогда он обязан пропускать тех, кто движется навстречу. К счастью, бетонированные широкие обочины дают пространство для маневра.
В КНДР и Южной Корее раньше придерживались левой стороны дороги, но в середине ХХ века они изменили правила и перешли на правостороннее движение.
Индия и Пакистан так долго были под управлением Великобритании, что успели привыкнуть к левостороннему движению и не стали его менять, освободившись от «сюзерена».
Страны Африки
В странах Африки тоже распространено левостороннее движение, в частности в:
- Кении;
- Ботсване;
- ЮАР;
- Танзании;
- Лесото;
- Маврикии;
- Сейшелах;
- Северной и Южной Родезии;
- Свазиленде;
- Уганде;
- Мозамбике;
- Намибии.
Здесь «drive on the left» сложился также под влиянием английских колонизаторов.
Страны Америки
Страны Северной и Южной Америки в большинстве своем предпочитают правостороннее движение, кроме:
В США какое-то время было узаконено левостороннее движение, но потом в Америке началась активная борьба с британским правительством при поддержке Франции и других держав. Руководивший союзническими войсками Лафайет предложил свою правостороннюю систему разграничения дорожного движения. Канада же была именно французской колонией и изначально придерживалась подхода, принятого в метрополии.
Страны Океании
Левостороннего движения в этом регионе придерживаются следующие страны:
- Австралия;
- Тувалу;
- Фиджи;
- о-ва Лайн, Спорады и Гилберта;
- Самоа;
- Науру;
- Тонга;
- Новая Зеландия;
- Папуа-Новая Гвинея;
- Меланезия.
Недостатки и преимущества левостороннего движения
Левостороннее движение не имеет каких-либо существенных преимуществ или недостатков. Их замечают только те, кто ранее ездил по дорогам с правосторонним движением. Поначалу они теряются в незнакомой обстановке, но потом привыкают.
Как направление повлияло на дизайн транспортных средств
Поначалу конструкторы автомобилей размещали руль, не сообразуясь с дорожной ориентацией, но затем стали уделять этому внимание. Стеклоочистители тоже располагали по-разному: для леворульных машин их разворачивали вправо, а для праворульных – влево. Сейчас отличие заключается только в местонахождении руля и водительского сиденья.
Источник: drivertip.ru
В каких странах левостороннее движение, и почему
Так сложилось, что подавляющее большинство государств имеет правостороннее движение. Но есть и страны, в которых движение левостороннее. Несмотря на массу неудобств, связанных с этим, ни «левые», ни «правые» не согласны перейти на какую-то единую сторону движения. Почему так сложилось, рассказываем в этой статье.
Историческая подоплека
Сегодня по правой стороне дороги передвигаются 66% стран, по левой – соответственно 34%. Но в древности все было наоборот – вся Римская империя использовала левостороннее движение. Это нигде не было законодательно прописано, но такому утверждению способствует масса доказательств: древние рисунки, руины колеи римских дорог. Этому есть вполне логичное объяснение: как и сейчас, в древности большинство людей были правшами. Это позволяло более удобно выхватить оружие и стрелять в своего оппонента, который встретился на дороге. Вероятно, когда-то это правило соблюдали римские войска, а мирные граждане уже после перехватили идею.
После окончания Римской эпохи никто уже не соблюдал каких-либо правил. В Англии традиции установились окончания, а в других странах – нет. Возничам, к примеру, было более удобно ездить по правой половине дороги, так как коней легче удерживать более сильной, правой, рукой. Вскоре эта привычка стала традицией во многих странах.
Левосторонняя организация дорожного движения: список стран
Первый закон о движении был выдан в 1776 году в Британии, которая установила в своей стране движение по левой части дороги. До сих пор непонятно, почему было принято данное решение. Вероятно, так Британская Империя пыталась отделиться от тех стран, которые не входили в ее состав.
Так, левостороннее движение было введено в Индии, Пакистане, Австралии и странах-союзниках Британии. Здесь традиция ездить по левой стороне дороги закреплена по сегодняшний день. Большим оппонентом на карте мира для Британии в те времена была Франция с союзниками. Они не хотели быть похожими на английцев и ввели у себя правостороннее движение. Французские колонии последовали за своей старшей «сестрой», поделив мир на 2 огромных лагеря.
Сегодня по левой стороне дороги передвигаются в Великобритании, Мальте, Ирландии, на Кипре. В Азии таких стран гораздо больше – Япония, Таиланд, Непал, Мальдивы, Пакистан, Индонезия. В Африке тоже не меньше, например, ЮАР, Ботсвана, Свазиленд, Уганда, Зимбабве, Кения, Уганда и т.д. Канада и США тоже когда-то имели левостороннее движение, но после перешли на иную организацию дорожного движения.
А в Австралии и близлежащих к ней островах тоже установлено движение по левую сторону дороги.
Источник: moslife.net
Почему в некоторых странах правостороннее движение, а в некоторых – левостороннее?
Вы удивитесь, но большую часть своей истории люди использовали левостороннее движение. И лишь совсем недавно движение по правой стороне дороги опередило его по популярности.
Первые археологические свидетельства правил дорожного движения относятся к Римской империи, что, впрочем, не слишком удивительно, учитывая, какое количество дорог построили римляне. Имея обширную дорожную сеть, римляне просто должны были установить какие-то правила, регулирующие взаимодействие людей на ней.
Археологи утверждают, что движение в Риме было левосторонним. Это было установлено в 1998 г., когда исследователи нашли в карьере, использовавшимся ещё во времена империи, следы повозок. Из-за веса вывозимых из карьера камней повозки становились тяжелее и создавали большее давление на дорогу, как бы «продавливая» в ней бороздки. И эти бороздки были глубже с левой стороны (если смотреть из каменоломни), чем с правой – это значит, что вверх повозки ехали слева, а вниз – справа.
В Средние Века это правило сохранилось (если мы говорим про всадников). Путешествия в эту эпоху были не слишком безопасными, ведь на путников могли в любой момент напасть бандиты. Поэтому правая рука путешественника всегда была наготове, чтобы в любой момент выхватить меч и дать отпор. И правой же рукой можно было приветствовать и друга.
Данное правило было настолько распространённым, что в 1300 г. Папа Бонифаций VIII издал декрет, указывающий всем путникам, идущим в Рим, держаться левой стороны дороги. Это окончательно закрепило левостороннее движение до XVIII века.
Что же случилось? Например, в Америке к концу XVIII века возничие стали ездить на телегах, запряженных большим количеством лошадей. Они, по сути, были главными на дороге, и остальные участники дорожного движения использовали те же правила, что и возничие. И здесь нужно отметить один очень важный момент: на этих телегах не было места для водителя – он ехал верхом на задней левой лошади и мог легко управлять всей упряжкой (в конце концов, большинство людей – правши, чья правая рука сильнее левой).
В таком положении было куда безопаснее и удобнее использовать правую сторону дороги вместо левой. Так лучше видно дорогу и других участников дорожного движения. Постепенно «правило» правостороннего движения распространилось по всей Северной Америке.
А что насчёт Европы? Здесь всё началось с Франции. Почему здесь было введено правостороннее движение, точно неизвестно (ну, словом, как всегда). Дело доходит даже до таких экстравагантных версий как отказ революционеров от всего, что когда-либо хотел Римский Папа. Чуть позже Наполеон утвердил это правило и распространил его по всем завоёванным территориям. И, кстати, после освобождения завоёванные страны не стали ничего менять.
Ещё нас заинтересует Германия. Во времена Третьего Рейха немцы заставили оккупированные страны использовать уже принятую в Германии схему правостороннего движения, что тоже поспособствовало его распространению и закреплению.
А вот в Великобритании первый закон, регулирующий «правильную» сторону движения появился в 1756 г.: по Лондонскому мосту нужно было ехать слева. А через 20 лет это правило распространили по всей стране.
Ну а что в России? У нас как-то изначально сложилось правостороннее движение. Однако официально закреплено оно было только в середине XVIII века, когда Елизавета Петровна издала соответствующий указ.
В современном мире 76 стран и территорий используют левостороннее движение. Однако эти страны (я буду обобщать, чтобы не оговаривать каждый раз отдельно) располагают аж четвертью дорог мира, которые использует примерно треть населения Земли. Всё это, конечно, благодаря бывшим британским колониям – прежде всего, Индии.
(да-да, скоммуниздил картинку из интернета)
Источник: pikabu.ru