Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрестку

Управление автомобилем в местах скопления пешеходов, оценка их поведения и меры предотвращения наезда. Управление в местах возможного появления детей и подростков (школы, детские площадки).

Большое скопление пешеходов в жилых и пешеходных зонах, на прилегающей территории.

В жилых и пешеходных зонах, на прилегающей территории движение пешеходов разрешается по тротуару, обочине и по проезжей части дороги. Пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами, но не должны необоснованно препятствовать их движению.

При выезде из жилой и пешеходной зон, прилегающей территории водители должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, а также пешеходам, велосипедистам и всадникам, путь движения которых они пересекают.

В жилых и пешеходных зонах, на прилегающей территории водителям механических транспортных средств запрещается: движение со скоростью более 20кмч; транзитное движение, обучение управлению транспортным средствам; стоянка транспортного средства с известной водителю неисправностью противоугонной звуковой сигнализации, произвольно подающей непрерывные звуковые сигналы; стоянка грузовых автомобилей с технически допустимой общей массой более 3,5т, автобусов, колесных тракторов и самоходных машин вне специально отведенных мест, обозначенных дорожным знаком «место стоянки», если это е связано с выполнение ими работ.

Приближаясь к пешеходному переходу, важно заранее выбрать ту скорость, которая позволит при необходимости остановиться и пропустить пешеходов. Если перед пеше­ходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам движения в попутном направлении, должны снизить скорость движе­ния и при наличии пешеходов уступить им дорогу. Води­телю запрещается выезжать на пешеходный переход, если образовался затор, который вынудит его остановиться на пешеходном переходе.

Везде, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель должен уступить дорогу пешеходу — инвалиду по зрению, подающему сигнал тростью белого цвета либо тростью с покрытием повышенной видимости, в том числе со световозвращающим элементом (элементами). Водитель должен быть готов снизить скорость движения или остано­виться, чтобы исключить вероятность наезда на таких участников дорожного движения, а также детей и пешеходов с видимыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Водитель должен остановиться, уступив дорогу пеше­ходам, идущим к стоящему на остановочном пункте мар­шрутному транспортному средству либо от него (со стороны дверей), если посадка (высадка) пассажиров производится с проезжей части дороги или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только после закрытия дверей маршрутного транспортного средства и выключение на нем аварийной световой сигна­лизации (светового указателя правого поворота).

Запрещается опережать движущийся трамвай, у кото­рого включена аварийная световая сигнализация (световой указатель правого поворота), в зоне остановочного пункта трамвая, обозначенной дорожным знаком «Остановочный пункт трамвая» и (или) горизонтальной дорожной размет­кой.

Водитель должен остановиться, уступив дорогу пе­шеходам, идущим к стоящему вне

в городских условиях автобусные остановки располага­ются через 500-800 м, для пригородных автобусов – через 800-2000 м. Причиной происшествий в зоне автобусных остановок является ограниченная обзорность. Наезды на пешеходов чаще происходят на двухполосных дорогах и необорудованных остановках. В таких местах объезжаю­щие и встречные транспортные средства проходят вплот­ную около автобусов и торможение в таких условиях малоэффективно.

Автобусную остановку можно проезжать безбоязненно, если она отделена островками безопасности и выходу пассажиров на проезжую часть препятствует дорожное ограждение.

БИЛЕТ 14

14 Порядок остановки транспортных средств при запрещающем сигнале светофора или регулировщика. Действия водителей при желтом сигнале светофора или поднятии регулировщиком руки вверх. Действия водителей и пешеходов в случаях, когда сигналы и указания регулировщика не соответствуют требованиям сигналов светофоров и других технических средств организации дорожного движения.

На перекрестке при запрещающем сигнале регулировщика или светофора водители должны остановиться перед дорожным знаком «Стоп-линия» а при ее отсутствии:

-перед светофором, перед пешеходным переходом – при отсутствии светофора;

-перед ближним к водителю краем тротуара – при отсутствии светофора и пешеходного перехода;

-перед краем пересекаемой проезжей части дороги – при отсутствии светофора, пешеходного перехода и тротуара.

Вне перекрестка при запрещающем сигнале регулировщика или светофора (кроме реверсивного) водители должны остановиться перед дорожным знаком «Стоп-линия» а при его отсутствии:

-на регулируемом пешеходном переходе – перед светофором, а при его отсутствии – перед пешеходным переходом;

– перед жд переездом

При поднятии регулировщиком руки вверх или включении желтого сигнала светофора:

водителям, которые не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, разрешается дальнейшее движение;

-пешеходам, находящимся на проезжей части дороги, разрешается продолжить движение в том же направлении до островка безопасности или завершить переход проезжей части дороги

движенияСигналы регулировщика обязательны для исполнения участниками ДД даже если они не соответствуют требованиям сигналов светофоров и других технических средств организации ДД

Прямолинейное движение и маневрирование в транспортном потоке. Взаимодействие с другими транспортными средствами. Прямолинейное движение и маневрирование в транспортном потоке. Взаимодействие с другими транспортными средствами. Выбор безопасной скорости, дистанции и бокового интервала. Меры безопасности при движении в зоне остановок маршрутных транспортных средств.

Прямолинейное движение и маневрирование в транспортном потоке. Взаимодействие с другими транспортными средствами. Выбор безопасной скорости, дистанции и бокового интервала. Меры безопасности при движении в зоне остановок маршрутных транспортных средств.

Водитель должен остановиться,уступив дорогу пешеходам,идущим к стоящему на оп мтс либо от него

(со стороны дверей),если посадка(высадка)пасс-ров производится с проезжей части дороги или с по-

садочной площадки,расположенной на ней.Начинать движение разрешается только после закрытия

дверей мтс и выключения на нём асс.Запрещается опережать движущийся трамвай,у к-рого включена

асс в зоне оп трамвая.Приближаясь к стоящему тс с включенной асс и имеющему опознавательный знак

«Перевозка детей»,водитель должен снизить скорость,при необходимости остановиться и уступить

дорогу пешеходам.При выборе безопасной дистанции важно правильно определить сцепные качест-

ва дорожного покрытия.Наилучшим покрытием явл-тся пористый спец.бетон.Состояние тормозов

оказывает решающее влияние на величину тормозного пути.Другим непременным условием явл-тся

одновременность торможения колёс тс.Большой износ или полное отсутствие рисунка протектора

ухудшают сцепление и увеличивают тормозной путь.Кроме перечисленных причин,на выбор безопас-

ной дистанции влияет скорость дв-ния тс.По мере увеличения скорости коэфф-т сцепления умень-

шается.Остановочный путь тс в зонах повыш-ной опасности можно сократить,перенося заблаговре-

менно ногу на педаль тормоза и выбирая свободный ход.Безопасная скорость-скорость,к-рую

может объективно позволить конкретный водитель на данном тс в конкретных условиях дв-ния.

Скорость должна соотв-вать дорожной обстановке и индивидуальным особенностям человека.

Разрешённая макс скорость не всегда безопасна,так как чем выше скорость,тем опаснее маневры,

тем труднее остановить тс,тем выше опасность ДТП,тем тяжелее его последствия.При выборе скорос-

ти дв-ния необходимо учитывать:его вид,высоту,центр тяжести.Автомобиль никогда не движется

строго по прямой линии.Из-за неровностей проезжей части,люфтов в подвеске и рул.механизме,

эластичности шин авт-ль постоянно отклоняется от намеченной водителем траектории.Наиболее

безопасным явл-тся движение со скоростью,равной или близкой к средней скорости транспорт-

ного потока.Для формирования более однородного транспортного потока,помимо установления

верхнего предела скорости,ПДД запрещают без необходимости двигаться со слишком малой

скоростью,затрудняя тем самым дв-ние др.тс.Условия дв-ния в интенсивном транспортном потоке

требуют от водителя повышенного внимания,чёткой реакции,сосредоточенности.При этом

приходится одновременно управлять авто,следить за дорогой,сигналами др.водителей,дор.знаками

и указателями,сигналами светофора или регулировщика.Перед началом любого манёвра водитель

обязан подать предупредительный сигнал и выбрать соотв-щую передачу.Перестроение тс на

перекрёстке запрещается,кроме тех,где организовано круговое дв-ние.Перед началом дв-ния, перестроением,поротом налево или направо,разворотом и остановкой водитель обязан подавать

сигналы указателями поворота или подача сигнала рукой.

Источник: lektsia.com

Проезд перекрестков. Алгоритм движения через перекресток

Последнее обновление: 09.04.2020
12 комментариев

  • Проезд перекрестков. Алгоритм движения через перекресток
  • Проезд перекрестков. Въезд и выезд – общие правила
  • Правила проезда перекрестков. Проезд регулируемых перекрестков
  • Правила проезда нерегулируемых перекрестков
  • Проезд нерегулируемых перекрестков
  • Проезд т-образных перекрестков
  • Проезд перекрестков с круговым движением
  • Проезд перекрестков с трамвайными путями

Правила дорожного движения определяют термин «Перекресток» как пересечение, слияние или разветвление дорог на одном уровне (пункт 1.2 ПДД). Пересечения дорог на разных уровнях (например, под мостами или путепроводами) перекрестками не являются.

Это определение термину «Перекресток» с точки зрения ПДД. А, вот, с точки зрения вашей личной безопасности движения любой перекресток — это место концентрации различных конфликтных ситуаций, так как именно на перекрестках пересекаются разные направления движения автотранспорта. Но об этом позже.

Проезд перекрестков это довольно большая тема, и один из самых сложных разделов ПДД. Перекрестки бывают самых различных форм и размеров. Простых и сложных, с одним или несколькими пересечениями проезжих частей, с трамвайными путями посередине и сбоку дороги, имеющих как одну, так и множество полос для движения в разных направлениях.

Среди этого многообразия создается впечатление, что проезд перекрестков это какая-то сверхзадача, но это только на первый взгляд. Безусловно, в начале водительской практики будут некоторые затруднения – уверенность приходит с опытом. Но перед каждым стоит задача не просто освоить проезд перекрестков, не нарушая Правила, а научиться управлять автомобилем так, чтобы не попадать в аварийные ситуации.

Правила проезда перекрестков регламентированы разделом 13 ПДД. Но дорожная ситуация на перекрестке может сложиться любым образом – людям свойственно ошибаться в принятии решения. Поэтому на дороге нужно постоянно анализировать обстановку и стараться учитывать ошибки других водителей.

Читайте также:  Подогрев лобового стекла шкода рапид

Как показывает действительность, любое отклонение от «нормы» движения может оказаться вовсе и не чьей-то ошибкой, а сознательным нарушением. Поэтому, есть смысл всегда предполагать возможность таких нарушений в процессе движения через перекресток (и в процессе движения вообще, на любой дороге или территории).

Основа безопасного управления автомобилем – это умение предвидеть изменение дорожной ситуации, учитывать намерения других участников движения, даже если кто-то из них нарушает ПДД, и предупреждать возникновение аварийных ситуаций. Предупреждать — это значит, сделать что-то, что позволит избежать столкновения.

Тема проезда перекрестков достаточно обширна, дорожных ситуаций великое множество. Основные из них, можно сказать типичные случаи проезда перекрестков собраны в серию Проезд перекрестков. Эта серия статей начинается с такого понятия как алгоритм проезда перекрестков, следуя которому (разумеется, с соблюдением Правил) вы без проблем сможете проехать абсолютно любой перекресток.

Алгоритм проезда перекрестков

Сначала приведем этот алгоритм полностью, по пунктам, а затем рассмотрим каждый пункт в отдельности.

  1. В соответствии с выбором направления движения, необходимо занять соответствующее положение на проезжей части (перестроиться на нужную полосу);
  2. Определяем, какой перед нами перекресток: регулируемый или нерегулируемый;
  3. Определяем, разрешен ли проезд в выбранном направлении. Необходимо учесть два фактора: разрешение проезда с точки зрения ПДД (например, преимущество движения или разрешающий сигнал) и с точки зрения Безопасности (например, учитывая «слепые» зоны за крупногабаритным транспортом);
  4. Непосредственно сам проезд перекрестка – въезд и выезд.

Теперь о каждом пункте подробнее. При подъезде к перекрестку перед любым водителем сразу встают две проблемы. Первая — это въезд на перекресток, вторая — это выезд с перекрестка. Согласно того, в каком направлении вы собираетесь продолжить движение, еще на подъезде к перекрестку вы обязаны перестроиться на соответствующую полосу. Как определить такое месторасположение?

Направление движения по полосам регулируется знаками особых предписаний 5.15.1, 5.15.2, которые располагаются или над проезжей частью, или сбоку от дороги, и дорожной разметкой 1.18, которая дублирует выше названные знаки.

Если никаких знаков, указывающих направление, нет, а дорожную разметку не видно, то запомните простое правило:

  • движения прямо и направо выполняются из крайнего правого ряда;
  • движения прямо, налево и разворот выполняются из крайнего левого ряда вашего направления.

Перестраиваться нужно заблаговременно, соблюдая безопасность маневра (о том, что это такое — в статье Что такое безопасный маневр). Чем плотнее поток, тем раньше нужно начинать перестроение. Общая технология маневрирования описана в статье Маневрирование в дорожном потоке. Техника перестроения изложена в серии статей Перестроение.

Если же дорога узкая и для движения в одном направлении может поместиться только один автомобиль, то здесь все просто: двигаясь по узкой дороге, на перекрестке можно поворачивать в любую сторону, если дорожными знаками не предписано какое-нибудь определенное направление. Только сам поворот следует выполнять по правилам: не срезая углов и не выезжая на встречную полосу (пункт 8.6 ПДД).

Следуя второму пункту алгоритма проезда перекрестков, определяем, какой перед нами перекресток: регулируемый или нерегулируемый. Вспоминаем пункт 13.3 ПДД:

«Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета».

Из этого пункта ПДД следует, что существует всего два типа перекрестков: регулируемые и нерегулируемые, и что правила проезда таких перекрестков различны.

Таким образом, еще на максимальном расстоянии до перекрестка, стоит поискать светофор. Увидеть его бывает не трудно, так как на регулируемых перекрестках обычно устанавливают несколько светофоров, и хотя бы один из них обязательно будет заметен.

Если перед перекрестком установлен работающий светофор (не сам факт его наличия, а работающий в режиме красный-желтый-зеленый) или движением руководит регулировщик, то такой перекресток считается регулируемый. Если регулировщик или светофор отсутствуют, либо светофор есть, но работает в режиме желтого мигающего сигнала, или вообще не горит, то такой перекресток считается нерегулируемый и проезжать его следует, руководствуясь знаками приоритета.

Двигаясь вне населенного пункта, о приближении к перекрестку проинформируют знаки 1.6 «Пересечение равнозначных дорог» и 1.7 «Пересечение с круговым движением». Знаки 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой» (на картинке ниже), 2.3.2- 2.3.7 «Примыкания второстепенных дорог» и 2.4 «Уступите дорогу» помогут сориентироваться в проезде нерегулируемых перекрестков.

Увидев один из их, следует сразу подготовиться к проезду и заодно снизить скорость (если необходимо) или выбрать нужную дистанцию. Но помните: выполняя обгон или опережение крупногабаритных ТС, можно за их габаритами не заметить знаков, расположенных справа дороги. Будьте внимательны.

Подошли к третьему пункту нашего алгоритма и теперь необходимо определить, разрешен ли проезд в нужном направлении с точки зрения Правил и с точки зрения безопасности движения. Если перекресток регулируемый, то очередность проезда определяется сигналами светофора или регулировщика.

Если перекресток нерегулируемый и это перекресток неравнозначных дорог, первоочередность проезда определяется знаками приоритета , покрытием дороги (см. термин «Главная дорога»), если перекресток равнозначный — правилом правой руки (помеха справа). Если знаков приоритета нет, а покрытие дороги неразличимо, то следует считать, что вы находитесь на второстепенной дороге (пункт 13.13 ПДД). Подробности — в статье Как определить главную дорогу, если нет знаков.

На третьем этапе происходит принятие решения – или остановиться перед перекрестком или следует продолжить движение на разрешающий сигнал (или имея приоритет).

Первые три пункта можно назвать подготовительным этапом, а четвертый пункт алгоритма проезда перекрестков — это непосредственно сам въезд и выезд с перекрестка. Это самый сложный этап и простой одновременно. Но так как разновидностей перекрестков существует немало, весь материал в объеме одной статьи получится очень громоздкий. Поэтому четвертый пункт постепенно будет рассмотрен в следующих статьях серии Проезд перекрестков.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 09.04.2020

Источник: avtonauka.ru

Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрестку

§ 35. Проезд нерегулируемых перекрестков

Перекрестки, где очередность движения не определяется сигналами трехцветного светофора или регулировщика, называются нерегулируемыми. Они могут быть оборудованы знаками приоритета и светофорами с желтым мигающим сигналом. Если светофорная сигнализация выключена, то перекресток также считается нерегулируемым. В городах большинство нерегулируемых перекрестков с интенсивным движением оборудовано соответствующими знаками, что упрощает порядок их проезда.

Водителю важно знать, в каких случаях он должен уступать дорогу и в каких случаях он имеет преимущество на движение. Об этом ему говорят дорожные знаки или тип покрытия пересекаемых улиц.

Если перед перекрестком установлены знаки “Движение без остановки запрещено” (см. рис. 39) или “Уступите дорогу” (см. рис. 37, 38), то, как это следует из характеристик знаков, вы должны уступить дорогу тем водителям, которые приближаются к перескрестку с других направлений. Точно так же следует поступать, когда вы выезжаете на перекресток по грунтовой дороге, а пересекаемая дорога имеет покрытие. При этом тип покрытия не имеет значения. Нередко на грунтовых дорогах непосредственно перед перекрестком делают покрытие, чтобы уменьшить занос грязи на проезжую часть дороги с усовершенствованным покрытием. Наличие такого покрытия на подходах к перекрестку не делает грунтовую дорогу равной по значению с пересекаемой, она остается по отношению к ней второстепенной.


Рис. 64. Трамвай даже при повороте налево сохраняет преимущество

Если перед перекрестком установлен знак “Пересечение со второстепенной дорогой” или в начале улицы был знак “Главная дорога”, а знака “Конец главной дороги” еще не было, то при проезде перекрестка преимущество имеет водитель автомобиля, двигающегося по главной дороге. Это преимущество сохраняется и в случае, когда главная дорога на перекрестке меняет свое направление (см, рис. 35). Не следует при этом забывать об автомобилях, оборудованных специальными звуковыми и световыми сигналами, которые независимо от знаков всегда пользуются правом на первоочередное движение.

У начинающих водителей обычно возникают некоторые трудности при проезде перекрестков равнозначных дорог.

Равными по значению являются дороги, которые или обе имеют какое-либо покрытие, или обе без покрытия, а также дороги, при пересечении которых установлены знаки “Пересечение равнозначных дорог”.


Рис. 65. Основополагающий принцип проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог гласит: ‘Уступи дорогу приближающемуся справа’

Чтобы не допускать ошибок при проезде таких перекрестков, необходимо знать следующие правила.

1. На перекрестке равных по значению улиц трамвай независимо от направления его движения имеет преимущество перед другими транспортными средствами (рис. 64).

2. Водители безрельсовых транспортных средств обязаны уступать дорогу любым транспортным средствам, приближающимся к перекрестку справа (рис. 65). Такой же порядок должны соблюдать и водители трамваев в случае, если на перекрестке равнозначных дорог пересекаются трамвайные пути.

Эти, можно сказать, основополагающие принципы разъезда на нерегулируемых пересечениях равнозначных дорог закреплены Конвенцией о дорожном движении 1968 г. и действуют во всех странах мира. Правило, обязывающее водителей уступать дорогу находящимся справа, сохраняет свою силу на всех стадиях движения в пределах перекрестка, в том числе и при развороте. Поэтому, если, например, в процессе выполнения разворота (рис. 66) к транспортному средству справа приблизился автомобиль, то водитель обязан уступить ему дорогу и только после этого может завершить начатый маневр.

Читайте также:  Как снизить потребление электроэнергии

3. При повороте налево или развороте необходимо уступить дорогу транспортному средству, движущемуся со встречного направления прямо и направо (рис. 67). Это же правило, относится и к водителям трамваев в случае их разъезда. Но такие ситуации возникают очень редко, поскольку на перекрестке с пересекающимися трамвайными путями, как правило, устанавливают светофоры.

4. Выполняя правый или левый поворот, водитель обязан пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть той дороги, в сторону которой совершается поворот.


Рис. 66. Принцип ‘уступи дорогу приближающемуся справа’ сохраняет свое значение в любых ситуациях

Много споров возникает при определении очередности проезда перекрестка равнозначных дорог, когда к нему одновременно с трех сторон подъезжают три транспортных средства, одно из которых совершает левый поворот (рис. 68). Рассмотрим, как в соответствии с Правилами дорожного движения должна разрешаться такая ситуация.


Рис. 67. Легковой автомобиль в этой ситуации имеет преимущество

Первая схема. В исходном положении право на движение имеет водитель транспортного средства А, поскольку справа некому уступать дорогу. Водитель А начинает движение и выезжает к центру перекрестка, там ему надо остановиться, чтобы уступить дорогу движущемуся навстречу транспортному средству В, В это время получает право на движение водитель Б, для которого теперь путь стал свободным. После выезда с перекрестка транспортного средства Б остаются два автомобиля, из которых первым начнет двигаться В и в последнюю очередь – А.


Рис. 68. Как разъехаться трем автомобилям?

Такая последовательность движения, установленная действующими Правилами, обеспечивает полную безопасность, хотя и не исключает в ряде случаев задержка на перекрестке, особенно при узкой проезжей части пересекающихся улиц, когда поворачивающий налево автомобиль А может закрыть путь для транспортного средства Б. В сложных случаях изменение очередности проезда по взаимному согласию водителей не является нарушением Правил при условии обеспечения безопасности движения.

Кроме изложенного выше порядка в принципе возможны еще две схемы очередности движения в подобной ситуации. Рассмотрим коротко их достоинства и недостатки.

Вторая схема. Водитель А первым начинает движение и совершает левый поворот, не уступая дорогу транспортному средству В. Затем перекресток проезжает автомобиль Б и за ним – В. Достоинством такой схемы является то, что разъезд происходит быстро, но не безопасно. Ведь транспортное средство А может беспрепятственно совершить левый поворот вишь при условии, что водитель В остановился, уступая дорогу транспортному средству Б. Представим себе, что водитель В по каким-то причинам не видит автомобиля Б, а между тем водитель А, будучи уверенным в своем праве на движение, поворачивает налево. В этой ситуации возможно столкновение. Кроме того, при данной схеме проезда перекрестка у водителей нарушается очень важный для безопасности движения стереотип – уступи дорогу транспортному средству, движущемуся со встречного направления.

Третья схема. Водитель В первым начинает движение и первым же освобождает перекресток. После него поворачивает налево транспортное средство А и затем проезжает перекресток водитель транспортного средства Б.

Достоинства этой схемы те же – исключение задержек и возможных “пробок”. К недостаткам следует отнести также отсутствие гарантии безопасности при движении автомобиля В и нарушение основного принципа – уступи дорогу транспортному средству справа. Эта схема основана на условии, что водитель Б обязательно уступает дорогу транспортному средству А. Если же водитель Б поворачивает направо, что в такой ситуации он имеет право делать, то водитель В оказывается в трудном положении и весь порядок разъезда нарушается.

Надо сказать, что последняя схема применялась у нас в Правилах движения, действовавших до 1973 г., и по указанным выше причинам от нее пришлось отказаться.

Анализ Правил движения ряда зарубежных стран показывает, что в них нет единообразия в отношении порядка проезда перекрестков равнозначных дорог. Каждая из рассмотренных трех схем имеет право на существование, и все они применяются на практике. Так, во Франции установлен порядок движения, аналогичный принятому в нашей стране; в ГДР, Венгрии и Болгарии Правила движения устанавливают очередность проезда по второй схеме, в Австрии – по третьей.

К сожалению, все три схемы страдают в той или иной мере определенными недостатками, избежать которых без применения соответствующих дорожных знаков или светофоров, видимо, нельзя.

Кратко рассмотрим правила остановки перед нерегулируемыми перекрестками.

Для облегчения ориентировки водителей перед перекрестками, где установлены знаки “Движение без остановки запрещено” обычно наносят стоп-линию. Если же стоп-линия по каким-либо причинам отсутствует, то Правила предписывают останавливаться у знака.

На тех перекрестках, где имеются знаки “Уступите дорогу”, дополнительно на проезжей части может быть нанесена линия, образованная рядом треугольников, а на расстоянии около 25 м изображен контур вытянутого треугольника. Такая разметка по форме напоминает знак “Уступите дорогу” и указывает границу, за которую водитель не должен переезжать, если ему необходимо уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по главной дороге. При отсутствии такой разметки, но при наличии знака “Уступите дорогу”, Правила запрещают выезжать на проезжую часть главной дороги.

На перекрестках равнозначных дорог место остановки, в случае когда водитель уступает дорогу тем, кто имеет в данной ситуации преимущество, не регламентируется. Главное, чтобы водитель не мешал транспортным средствам, которые пользуются на перекрестке преимуществом, и не создавал помех пешеходам.

Источник: motorzlib.ru

Проезд нерегулируемых равнозначных перекрестков

Добрый день, уважаемый читатель.

В очередной статье серии “Правила проезда перекрестков” Вы узнаете о правилах дорожного движения, которые относятся к нерегулируемым равнозначным перекресткам.

В населённом пункте встретить такой перекресток довольно трудно. Однако за городом равнозначные перекрестки получили широкое распространение, поэтому каждому водителю необходимо четко знать, каким образом такие перекрестки можно проехать без нарушения требований ПДД.

Напоминаю, что водитель должен определить тип перекрестка еще до того, как автомобиль выедет на этот перекресток. В предшествующих статьях серии рассмотрены перекрестки:

На первый взгляд кажется, что правила проезда перекрестков неоправданно сложные, ведь возможны десятки разнообразных ситуаций. На самом деле все довольно просто, и если Вы потратите несколько минут на изучение предшествующих статей серии, то никаких проблем у Вас не возникнет.

Что касается нерегулируемых равнозначных перекрестков, то к ним относится лишь пара пунктов правил дорожного движения, а следовательно, они не должный вызывать никаких трудностей. Об этих правилах и пойдет речь ниже:

Признаки равнозначного перекрестка

Перекресток является равнозначным при одновременном соблюдении следующих условий:

  • нет светофоров и регулировщика;
  • нет знаков приоритета (главная дорога, уступите дорогу и т.д.);
  • обе пересекающиеся дороги имеют одинаковое покрытие (твердое или грунт).

Дополнительно для указания на равнозначность может использоваться дорожный знак 1.6 “Равнозначный перекресток”:

Примечание. Количество полос движения и проезжих частей на дорогах не влияет на тип перекрестка.

Порядок движения

Проезд равнозначных перекрестков регламентируется двумя пунктами правил дорожного движения (13.11 и 13.12), первый из которых относится ко всем маневрам на перекрестке, а второй – только к повороту налево и развороту:

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Поворот направо

При выполнении поворота направо траектория белого автомобиля не пересекается с траекториями других машин, поэтому такой маневр можно выполнить независимо от того, подъезжают ли транспортные средства с других направлений.

Движение прямо

При движении прямо траектория белого автомобиля пересекается с траекториями других автомобилей. При этом следует уступить дорогу оранжевому автомобилю, который подъезжает к перекрестку справа.

Поворот налево или разворот

Напомню, что при выполнении поворота налево или разворота на равнозначном перекрестке кроме пункта 13.11 правил действует еще и пункт 13.12. Поэтому необходимо уступить дорогу как автомобилям, приближающимся справа (независимо от того, в какую сторону они едут), так и автомобилям, которые едут Вам навстречу и выполняют поворот направо или продолжают движение прямо. Т.е. следует уступить дорогу и оранжевой машине, и синей.

Обратите внимание, траектория Вашего автомобиля не всегда будет пересекаться с траекториями вышеперечисленных машин, поэтому уступать дорогу нужно не всем автомобилям.

Например, если на перекрестке пересекаются многополосные дороги, то автомобили смогут разъехаться и их траектории не будут пересекаться.

Неразрешимая ситуация на перекрестке

На перекрестке может возникнуть дорожная ситуация, из которой невозможно найти выход в рамках действующих правил дорожного движения.

Заключается она в том, что к равнозначному перекрестку подъезжают автомобили одновременно со всех направлений. Причем на каждом из четырех въездов находится хотя бы один автомобиль, водитель которого желает проехать прямо, повернуть налево или развернуться.

Читайте также:  Камера в подсветке номерного знака

Суть этой неразрешимой ситуации в том, что каждый из водителей должен уступить дорогу другому автомобилю (который находится справа от него). Белый уступает оранжевому, оранжевый – синему, синий – зеленому, зеленый – белому. Поэтому все они вынуждены стоять и проехать не могут.

Выход из такой ситуации может быть найден следующим образом. Все автомобили, приближающиеся с одного из направлений, должны повернуть направо. В этом случае остальные автомобили постепенно смогут разъехаться.

Однако если такая ситуация возникнет на практике, то не рекомендую Вам блистать знаниями и первым выполнять поворот направо. Пусть лучше это сделают другие водители.

Связано это, во-первых, с тем, что при приближении к перекрестку Вы уже заняли правильное положение на проезжей части, соответствующее намеченному направлению выезда. Поэтому поворот из такого положения направо может привести к нарушению правил или к ДТП.

Во-вторых, водитель не имеет информации о том, куда приведет его правая дорога и удастся ли там развернуться. Поэтому лучше подождать, пока ситуация разрешится сама собой, оставаясь на своем месте перед перекрестком.

Ну а в следующей статье речь пойдет про перекрестки с трамвайными путями.

Источник: pddmaster.ru

Проезд нерегулируемого перекрёстка по правилам

В городской черте есть не только регулируемые пересечения дорог. Если на них нет светофора, или регулировщика, или, скажем, светофор не работает, тогда транспортная развязка переходит в разряд неуправляемых. В ПДД описаны подобные ситуации. При этом к нерегулируемым перекрёсткам, проезд по которым мы сейчас рассматриваем, относится также пересечение неравнозначных дорог, то есть когда есть главная, пересекающаяся второстепенной, и пересечение равнозначных дорог. Разумеется, в отсутствие активной регулировки правила описывают порядок проезда по таким транспортным развязкам; знаки, не имеющие приоритета на других развязках, здесь выходят на первый план.

Основа основ

На самом деле, существует всего-навсего три основных правила проезда нерегулируемых перекрёстков. Преимущество при переезде будет у машины, едущей по главной, у трамвая, если есть пути на пересечении дорог, и при помехе движению справа. А теперь давайте рассмотрим каждую ситуацию поподробнее.

Если мы имеем дело с неуправляемым перекрёстком, на котором тем или иным образом обозначены приоритетная и второстепенные дороги, то задача сильно упрощается. Машина, движущаяся по приоритетной, должна продолжать манёвр, а те, кто едут по второстепенной, должны остановиться перед транспортной развязкой, убедиться, что не создадут помех для других транспортных средств, и только после этого выезжать. Главная обозначается соответствующим знаком, а на второстепенной перед выездом висит перевёрнутый треугольник «Уступи дорогу». Если же знаков нет, то обращайте внимание на покрытие: грунтовая по отношению к асфальтовой всегда будет второстепенной. Вообще, вдобавок к «Уступи дорогу» на неуправляемой развязке может быть установлен знак «Движение без остановки запрещено». В этом случае, даже если препятствий для выполнения манёвра нет, перед пересечением дороги нужно остановиться полностью и только после этого продолжать езду.

Если на нерегулируемом перекрёстке проезд предусмотрен для трамвая, то есть на нём есть рельсы, то приоритет будет у трамвая. Нюанс в том, что это правило будет работать, только если трамвай едет по основному направлению. Если же он подъезжает со стороны второстепенной, то должен будет уступать так же, как и остальные автомобили. При этом если трамвай с главной съезжает на второстепенную, то у него также будет приоритет в движении. Это, кстати, касается и безрельсовых транспортных средств. То есть если вы с основного направления съезжаете на второстепенное, то водители машин на этой второстепенной дороге обязаны уступить вам дорогу и только после этого начинать совершать свой манёвр.

Мы рассмотрели проезд по нерегулируемому перекрёстку, правила пересечения которого определены знаками. Теперь возьмём более сложный случай, когда знаков на транспортной развязке нет. Такое может быть, кстати говоря, если сломается светофор на пересечении городских улиц. В этом случае работает правило помехи справа. Если на равнозначном перекрёстке нет других действующих правил проезда, то вы обязаны уступить машинам, едущим вам, условно говоря, в правый бок. Это правило вы наверняка встречали в действии на больших парковках, потому что там как раз каждый перекрёсток нерегулируемый и дороги равнозначные. В этом случае, подъезжая к транспортной развязке, нужно притормозить, оценить обстановку и, если по дороге справа от вас движется машина, остановиться и пропустить её. Движение по таким транспортным развязкам требует от вас концентрации и сосредоточенности, так как цена ошибки слишком высока. Не забывайте, кстати, обращать внимание и на разметку. Неуправляемые транспортные развязки стараются не оставлять там, где есть пешеходные переходы, но в любом случае, если соответствующая разметка есть, приоритет всегда у пешехода.

Кто главнее

Когда подъезжаете к перекрёстку, будь он регулируемый или нет, обращайте внимание на знаки. Работоспособность светофора издалека можно оценить, только если он мигает жёлтым цветом, а вот выключенный полностью светофор вы можете заметить уже слишком поздно. Вы должны в любой момент по приближению к транспортной развязке знать, на какой дороге вы находитесь. Если светофор функционирует, то вы должны действовать согласно его сигнализации. Обратите внимание, что при работающем светофоре другие правила распределения приоритета не действуют!

Но предположим, что светофора на пересечении нет, регулировщика тоже. Тогда обратите внимание на знаки и разметку. Если по ходу вашего движения есть ромб «Главная дорога», то можете продолжать двигаться дальше, естественно, уступив дорогу попутному или встречному трамваю, если им нужно повернуть. Этот знак создаёт для вас приоритет проезда, и водители, пересекающие вашу дорогу со второстепенной, остановятся и пропустят вас. В случае если по направлению вашего перемещения висит другой указатель, например, «Уступи дорогу» или «Движение без остановки запрещено», тогда уже вы должны остановиться и пропустить машины, едущие по приоритетной дороге. Проезд по нерегулируемому перекрёстку по правилам, что касаются второстепенной дороги, должен быть осуществлён только тогда, когда нет препятствий для манёвра. Возможно, вам придётся стоять достаточно долго, однако это продиктовано соображениями безопасности в первую очередь. Дело в том, что водители, едущие по основной дороге, не будут снижать скорость. То есть если случится столкновение, то оно будет достаточно сильным и может привести к непоправимым последствиям.

Если на перекрёстке работает светофор, то другие знаки приоритета не действуют

Знаки могут быть расположены как сбоку, так и сверху. Поэтому будьте очень внимательны, подъезжая к незнакомому участку дороги, что пересекается другой дорогой. В случае когда на вашей стороне символов и обозначений нет, посмотрите на встречную полосу. По форме висящего там знака вы можете сделать вывод, что именно он обозначает. То есть «Главная дорога» — ромб, а «Уступи дорогу» — перевёрнутый треугольник. Точно так же вы можете ориентироваться, если обозначения с вашей стороны дороги не продублированы, а есть только на противоположной.

Не забывайте и о том, по какой именно дороге вы едете. Если это грунтовая дорога, вливающаяся или пересекающая асфальтовую, то она по умолчанию считается второстепенной. Будьте особенно внимательны при проезде нерегулируемого перекрёстка на трассе, ведь там скорости машин и близко не такие, как в городской черте, и последствия могут быть плачевными. Если же обе дороги, например, грунтовые, то вспоминайте о правиле помехи справа.

Ваши действия на такой дорожной развязке должны быть предсказуемые и легко читаемые. Другие водители должны понимать, что именно вы будете сейчас делать, поэтому не забывайте про поворотники и другие сигналы. Заботьтесь о том, чтобы на дороге вас было видно, пользуйтесь фарами и габаритными огнями. Вообще, следует всегда помнить о том, что пересечение дороги — опасное место для манёвров. Поэтому старайтесь чётко и неукоснительно следовать правилам при проезде по нерегулируемому перекрёстку. В правилах говорится о том, что движение по транспортной развязке и манёвры на ней должны проводиться, говоря простым языком, без задержек и прозрачно.

Вывод

Итак, есть всего три правила проезда по нерегулируемому перекрёстку. Это преимущество главной дороги, преимущество трамвая и помеха справа. Неукоснительное следование им, а также концентрация и грамотная оценка дорожной обстановки позволят вам безопасно и комфортно пересекать такие развязки, не создавая угрозы ни для себя, ни для других водителей. Правила пересечения и выполнения манёвров в этом случае прописаны достаточно категорично. Если в других ситуациях у водителей есть некоторые рамки, например, они сами могут выбрать траекторию разворота, исходя из дорожной обстановки, то здесь жёсткость, как вы, без сомнения, сами понимаете, необходима.

Езда на автомобиле предполагает концентрацию, но городская черта уж точно предъявляет к водителю повышенные требования. Водитель должен быть внимательным и осторожным, быстро и правильно оценивать обстановку и предсказывать манёвры других участников движения хотя бы на шаг вперёд. Всё это приходит с опытом езды. Так что обращайте внимание на знаки и светофоры, они помогут приобрести необходимый навык. И почаще освежайте в памяти ПДД; не забывайте следить за их обновлениями.

Источник: carextra.ru