Ресурс узлов и агрегатов автомобиля

Motto777 › Блог › Срок службы узлов и агрегатов

Недавно судьба свела меня со старым знакомцем, давно переехавшим в другой город.
В 2006 г. я купил 17-ти летний Фольксваген Пассат, а он новый девятый Митсубиси Лэнсер.
В 2010 г. я пересел с Пассата на Кимо, а он так и продолжает ездит на Лэнсере. Говорит, что машина у него настоящий японец, не европейской сборки.
В октябре 2014 г судьба сводит нас.

За рюмкой чая разговор зашел о машинах и в частности об эксплуатационных расходах на них.
Он стал мне рассказывать фантастические вещи.
Оказалось, что проехав за 8 лет на митсурике 215 ткм. он ремонтировал его меньше, чем я, проехавший на Кимолете за 4,5 года 66 ткм.

Я не поленился, зашел с планшета к себе домой, скачал бухгалтерию по Кимолету.
Дружок мне предъявил свою и мы стали сравнивать.
Мать его, оказалось, на каком же ведре я езжу.

Шаровые опоры он еще не менял ни разу за 215 ткм пробега.
Линки стабилизатора менял разок на пробеге за сотню.
Я за 66 ткм. сменил рычаги с шаровыми и линками уже два раза.
Ступичные подшипники он менял всего 1 раз, на ста с чем то ткм пробега.
Я левый передний поменял на 50 ткм., правый передний на 65 ткм. Задние пока живы.

Амортизаторы передние он менял два раза, на 90 и 190 ткм.
Задние аммо он поменял один раз, на ста с чем то тысячах.
Я передние аммо сменил на 35 ткм пробега на такой же китай, т.к. аналогов нет. На 66 ткм пробега от ресурса аммо осталось треть (если верить трясучке). Следующим летом опять буду менять
Задние аммо я менял тоже на 35 ткм, поставил Каябу от Опель Астра. К 66 ткм. пробега они в отличном состоянии. Не знаю сколько проходят, ожидаю, что тысяч 70-80 пробежать должны.

Резонатор я варил два раза т.к. у китайцев плохой сварной шов.
Он про глушак не вспоминал вообще ни разу.
У меня на 32 ткм пробега катализатор траванулся плохим бензином и сейчас каждые 200-500 км. пробега вылезает ошибка 0420 — “низкая эффективность работы каталитического нейтрализатора”.
Дружок вообще не знает, где находится катализатор.

На 66 ткм подшипники генератора у меня уже пищат, намекая на замену.
У него генератор служит исправно, не менялись даже щетки.

Ремень ГРМ он менял 1 раз. У него по регламенту замена через 120 ткм. Помпа до сих пор родная, не шумит, не люфтит.
Я ремень еще не менял, но по нашему регламенту замена каждые 40 ткм. пробега. Буду менять на 80 ткм.

Рулевые наконечники и тяги он менял один раз.
Я не менял еще ни разу, посмотрим насколько хватит.

Сайлентблоки в подвеске не менял еще ни он ни я. Но у него пробега в три раза больше.

Скоро, на 240 ткм ему предстоят крупные траты.
Замена ремня ГРМ и помпы.
И замена маслосъемных колпачков (впервые), т.к. мотор стал жрать масло.
Может в подвеске что то найдут и поменяют.
После этого еще несколько лет можно ездить безпроблемно.

Машиной он доволен, продавать не собирается.
А зачем, если она служит исправно, внимания требует мало.

Даже если сделать поправку на то, он все эти годы ездил по хорошим дорогам в крупном областном городе, а я, в нашем захолустье, по дорогам, на которых пломбы из зубов выпадают…
Всё равно ресурс узлов и агрегатов у Кимо до безобразия мал, в сравнении с японцами.

Источник: www.drive2.ru

Сколько прослужит ваш автомобиль — ЗР знает ответ

Предельный ресурс автопроизводители по очевидным причинам не декларируют. Заявишь мало — станешь объектом насмешек, много — рискуешь попасть под судебные иски, если машина его не отработает.

В недавнем материале о редакционной Chevrolet Niva коллега Сергей Мишин упомянул указанный для нее заводом ресурс в 90 000 км. Вокруг этого термина и пробега разгорелся спор, что побудило подготовить отдельный материал о различных сроках применительно к эксплуатации автомобиля.

Самый очевидный из них — общая гарантия. Обычно она составляет два года без ограничения пробега или три года с лимитом до 100 000 км. Исключения из правила случаются в обе стороны. Пожалуй, минимальный срок предлагает УАЗ для модели Хантер — один год или 30 000 км. Максимальный обычно составляет пять лет или 150 000 км пробега.

В течение гарантийного срока производитель силами своих официальных дилеров бесплатно устраняет возникающие поломки. Конечно, с рядом оговорок, главная из которых — соблюдение условий эксплуатации и обслуживания машины владельцем. Кроме того, каждый бренд устанавливает перечень узлов и компонентов с сокращенным сроком гарантии или вовсе под нее не попадающих.

Гарантия от сквозной коррозии кузова прописывается отдельной строкой. Для современных автомобилей в порядке вещей обещать устойчивость к гниению в течение 10–12 лет. Для отечественных Лад и УАЗов Патриот срок значительно меньше — шесть лет.

Для того чтобы воспользоваться защитой от коррозии, требуется регулярно проходить контрольные осмотры кузова у дилера и получать соответствующие отметки в сервисной книжке. Как показывает личный опыт, практически все без исключения дилеры об этом «забывают». Соответственно, есть повод отказать автомобилисту при последующем обращении. Разумеется, гарантия утрачивается в случае кузовного ремонта: она распространяется только на заводское покрытие.

Читайте также:  Как найти маяк в автомобиле

Согласно п. 1 ст. 5 закона «О защите прав потребителей» на товар длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы. Это «период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению». Иными словами, в течение срока службы автомобиль должен оставаться средством передвижения, не требуя от владельца радикальных вложений в ремонт. Речь идет о гарантированном ресурсе, а не о предельном.

Тот же закон гласит, что производитель в течение срока службы товара должен нести ответственность за существенные недостатки на основании п. 6 ст. 19 ЗоЗПП. В нем говорится о праве владельца в течение заявленного срока службы изделия предъявить требования о бесплатном устранении недостатков, «если они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента».

Срок службы открыто сообщают далеко не все производители. Так, переднеприводные Лады (кроме Ларгуса) должны служить восемь лет или 120 000 км (что наступит раньше), Ларгусы — 10 лет или 160 000 км, модель 4х4 — шесть лет или 90 000 км. Для УАЗов прописан срок в семь лет или 130 000 км, для всех легковых Hyundai — шесть лет или 180 000 км.

Отдельно отметим, что отзывные кампании в связи с неисправностями, влияющими на безопасность автомобиля, могут быть объявлены в течение неограниченного срока. На моей памяти максимальный возраст отзываемой партии машин составлял около 18–20 лет.

Предельный ресурс по очевидным причинам никто не декларирует. Заявишь мало — станешь объектом насмешек, много — рискуешь попасть под судебные иски, если машина его не отработает. К тому же этот срок уже очень сильно зависит от условий эксплуатации, прогнозировать его «в среднем по больнице» нереально. Правда, у производителей коммерческой техники до сих пор принято хвалиться ресурсом двигателя, коробки передач, мостов. Но, опять же, не до состояния окончательной смерти, а до первого капитального ремонта.

Бухгалтерские нормативы службы автомобилей в собственности юридических лиц никакого отношения к заявленным производителем не имеют. И уж тем более некорректно вспоминать документы советского периода.

Налоговый кодекс РФ распределяет имущество фирм по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Действующая редакция относит легковые автомобили к третьей группе с периодом использования от трех до пяти лет. При этом не запрещается эксплуатировать их и после этого срока, так что предельный период фактически не установлен.

Источник: www.zr.ru

Из чего состоит автомобиль: основные части, узлы и агрегаты

Первый в мире автомобиль с бензиновым мотором был запатентован еще в далеком 1885 году гениальным немецким инженером Карлом Бенцом. Поразительно, но и в наши дни машина состоит из тех же основных частей, что и сто лет назад – это кузов, шасси и двигатель. Давайте подробнее рассмотрим из чего состоит автомобиль и его основные части.

В одной небольшой статье сложно, конечно, описать подробное устройство автомобиля, поэтому мы рассмотрим лишь основы, которые должен знать каждый автолюбитель.

В конце этого учебного материала вы найдете небольшой видео-урок об устройстве автомобиля с описанием основных частей, из которых он состоит, и их функций.

Также стоит отметить, что незнание общего устройства автомобиля и принципа работы его основных узлов и агрегатов, ведет к повышенным расходам на ремонт машины и её техническое обслуживание.

Общее устройство автомобиля

Основными составными частями в конструкции автомобиля, как мы уже писали выше, являются:

Все они состоят из множества отдельных элементов, деталей, узлов и агрегатов.

Двигатель – это сердце автомобиля. Он является источником механической энергии и приводит наше авто в движение. Наибольшее распространение в автомобилестроении получили двигатели внутреннего сгорания и дизельные моторы. Однако в последние годы все большую популярность завоевывают автомобили, оснащенные электрическими и гибридными двигателями.

Кузов автомобиля может иметь рамную и безрамную конструкцию. Как правило, в современных легковых автомобилях рама отсутствует, а все узлы и агрегаты крепятся непосредственно к кузову. Именно поэтому такой кузов называют несущим – данное конструкторское решение устройства автомобиля позволяет максимально снизить его массу. Советуем также ознакомиться с классификацией автомобилей по типу кузова.

Шасси автомобиля заслуживает отдельного внимания. Оно представляет собой множество механизмов, в задачи которых входит передача крутящего момента от силового агрегата (двигателя) к ведущим колесам, передвижение автомобиля и управление им. Эти группы механизмов называются трансмиссия, ходовая часть и механизм управления автомобилем.

  • Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, тем самым, позволяя изменять крутящий момент по величине и направлению. Трансмиссия двухосного автомобиля с передним расположением двигателя и приводом на задние колеса обычно состоит из таких механизмов: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси.
  • Ходовая часть автомобиля состоит из рамы или несущего кузова, переднего и заднего мостов, подвески (рессоры и амортизаторы), колес и шин. Подробнее о видах и типах подвесок автомобилей.
  • Механизм управления автомобилем состоит из рулевого управления и тормозной системы (с барабанными и дисковыми тормозами). Он позволяет изменять направление и скорость движения автомобиля, останавливать его и удерживать на месте.

Кроме вышеперечисленных узлов, агрегатов и механизмов абсолютно все автомобили оснащены электрооборудованием, состоящим из источников и потребителей электрического тока.

Электрооборудование автомобиля запускает и дает возможность работать двигателю, освещает и обогревает салон машины, позволяет без проблем передвигаться в темное время суток и в непогоду, поддерживает противоугонную систему, заботиться о нашей с вами безопасности на дороге, превращает автомобиль в концертный зал или даже в кинотеатр, и выполняет множество других полезных и очень важных функций.

Читайте также:  Как реанимировать севший аккумулятор автомобиля

Видео-урок: из чего состоит автомобиль

Источник: unit-car.com

Ресурс узлов и агрегатов автомобиля

Так как автомобиль и большинство агрегатов являются изделиями, которые могут подвергаться восстановлению многократно, а само восстановление произ­водится по потребности, то нормирование ресурсов является достаточно условным и носящим технико-экономический и расчетный характер. В практике работы автотранспортных предприятий, заводов-производителей и планирующих органов применяются следующие нормы:

• плановый или фактический ресурс до первого и последующих капитальных

ремонтов автомобиля ( L a K) и агрегата (L* r );

• ресурс до списания (амортизационный ресурс) автомобиля и некоторых так
называемых номерных (кузов, двигатель) агрегатов, который измеряется в
километрах пробега (La) или годах (ta).

Нормативы или фактические значения ресурсов используются для решения следующих задач:

• определение потребности парков в пополнении для компенсации выбытия списанных автомобилей и агрегатов или запланированного роста размера парка и средств для его обновления;

• оценка уровня работоспособности автомобилей и парка и их производи­тельности с учетом выбытия автомобилей на капитальный ремонт;

• определение и планирование средств, необходимых для капитального ремонта автомобилей и агрегатов;

• определение запаса агрегатов, расхода запасных частей и затрат на создание и поддержание этих запасов;

• назначение заводами гарантийных ресурсов для новых и капитально отремонтированных изделий и др.

Следует рассматривать физический и технико-экономический ресурсы.

Физический ресурс агрегата – это достижение им предельного состояния, вызванного отказами базовых и основных деталей.

При этом в качестве норматива используется средняя наработка х и гамма-процентный ресурс лу.

При наличии на уровне предприятия достоверных данных по надежности и затратам на обслуживание и ремонт с использованием экономико-вероятностного и технико-экономического методов (см. § 5.2) может быть определена рациональная периодичность предупредительной замены (или ремонта) агрегата, механизма, системы и назначен внутрихозяйственный норматив технико-экономического ресурса.

Предупредительные замены ряда деталей и сборочных единиц рекомендуются в инструкциях по эксплуатации заводов-производителей автомобилей.

Ресурсы автомобилей до списания (капитального ремонта) оцениваются и нормируются на макро- и микроэкономическом уровне.

На макроэкономическом уровне такие расчеты и нормативы необходимы при составлении межотраслевого и внутриотраслевого балансов, определении норм амортизационных отчислений, размеров капиталовложений в производство и эксплуатацию автомобилей, оценке масштабов производств и цены нового авто­мобиля и др.

При этом рассматриваются все необходимые затраты и определяется их минимум, соответствующий оптимальному сроку службы данной модели авто­мобилей при выполнении заданного объема транспортной работы (табл. 5.4).

Из приведенных данных следует, что сокращение сроков службы грузовых автомобилей с 10-12 до 5-7 лет позволяет при том же объеме выполненной транспортной работы:

• на 20-25% сократить инвентарный размер парка;

• на 8-15% уменьшить потребность в капитальном ремонте основных агре­
гатов;

• на 25-30% сократить потребность в рабочей силе на ТО и ТР автомобилей в
эксплуатации;

• на 23-40% уменьшить расход запасных частей;

• на 14-20% уменьшить приведенные затраты.

Оптимальный срок службы автомобилей и сами затраты существенно зависят от условий эксплуатации (рис. 5.16).

На микроэкономическом уровне (конкретное предприятие, группа предприя­тий) владелец изделия после t лет его эксплуатации должен сравнить несколько вариантов дальнейшего поведения.

1. Продолжать эксплуатировать изделие, при этом нести дополнительные и
увеличивающиеся издержки на обеспечение работоспособности, но экономить на
затратах, связанных с приобретением нового изделия (см. табл. 5.4).

2. Продать изделие по текущей рыночной цене Ц, и приобрести аналогичное
новое (или изделие, имеющее меньшую наработку с начала эксплуатации) по
цене Ц. При этом владелец экономит на эксплуатационных издержках старого
изделия, но должен изыскать инвестиции для приобретения нового изделия.

3. В момент / заменить исходное изделие на более совершенное, но имеющее
цену Цх > Ц.

В рыночных условиях при определении момента замены оборудования при­меняется ряд методов.

Метод сравнения годовых затрат (годовой экономии) основан на сопостав­лении издержек при существующем и предполагаемом к замене оборудовании. При этом годовые затраты складываются из возмещения начальных капиталовло­жений, возмещения определенного процента на вложенный капитал и текущих эксплуатационных расходов. Если замена связана с продажей старого автомобиля, то процент, который мог бы быть получен с суммы, вырученной при продаже, если бы она была использована по иному назначению, также включается в сумму годовых затрат.

Ежегодные затраты по возмещению капиталовложений исчисляются по следующей формуле:

где t – срок службы изделия в годах; / – годовая процентная ставка на капитал.

Минимальное значение 3*(t) соответствует рациональному сроку службы изделия г или рациональному варианту поведения владельца.

Метод исходной суммы капиталовложений состоит в приведении поступ­лений и затрат при каждом варианте замены оборудования к исходной сум­ме капиталовложений, определенной в настоящий момент. Лучшим считается вариант с наиболее низкой приведенной исходной суммой *капиталовло­жений.

Метод индекса доходности (дисконта затрат) основывается на определении процентной ставки, по которой должен быть инвестирован капитал, необходимый для закупки нового автомобиля, чтобы обеспечить эффективность, равную доходу от приобретенного оборудования. Например, индекс доходности, равный 12%, при сроке службы оборудования в 7 лет и первоначальной стоимости Ц означает, что замена автомобиля может принести владельцу столько же чистого дохода, сколько принесет капитал, равный Z/, отданный в рост на 7 лет из расчета 12% сложных. Если владелец не может инвестировать капитал на таких условиях, то замена автомобиля целесообразна.

При наличии помашинного учета в зависимости от его глубины и содержания возможно уточнение расчетного срока службы конкретного автомобиля на основе

Читайте также:  Шенген для путешествия на автомобиле

• сопоставления накопленных с начала эксплуатации расходов на восста­новление работоспособности с ценой нового автомобиля;

• фиксации момента резкого роста статей себестоимости перевозки конкрет­ного автомобиля, по сравнению с нормативным уровнем или средним зна­чением для группы аналогичных автомобилей;

• определения момента обнуления прибыли от транспортной работы конкрет­ного автомобиля в сопоставимых условиях эксплуатации.

Источник: studopedia.ru

2. Отказы и их разновидности

Под отказом понимается такое состояние узла (агрегата, машины), при котором он полностью или частично теряет работоспособность и не может выполнять заданные функции с установленными параметрами.

Отказы возникают вследствие разрушения элементов (поломка, износ, обрыв проводов, пластические деформации, усталостное разрушение, температурное разрушение, коррозия) или нарушения качества функционирования (нарушение регулировок, засорение гидросистем, нарушение контактов в электросхемах и др.) .

Классификация отказов необходима для выявления причин и разработке мер по их устранению.

по влиянию на работоспособность объекта:

отказ его элементов

– отказ объекта в целом

по источнику возникновения

– производственные (нарушение технологии)

– эксплуатационные (неправильно пользовались) 40-50 % отказов

по связи с отказами других элементов

4. по хар-ру возникновения и возм-ти прогнозирования

по частоте возникновения

– с малой наработкой (3-4 т.км)

– средней (12-16 т.км)

большой (более 12-16 т.км)

по трудоемкости устранения

средней (2-4 чел.час)

большой (более 4 чел.час)

по влиянию на потери рабочего времени

с устранением без потери времени (ТО и тп)

с потерей (отказ на линии)

3. Надежность и долговечность узлов, агрегатов и деталей автомобилей.

Надежность – это свойство любого изделия, в том числе и автомобиля, сохранять по наработке (времени, пробегу) в заданных пределах показатели всех параметров, определяющих способность выполнения изделием требуемой функции. Иногда говорят, что надежность – это качество изделия, развернутое во времени.

Надежность является сложным свойством, которое в зависимости от назна­чения изделия и условий его применения включает в себя безотказность, долго­вечность, сохраняемость и ремонтопригодность.

Безотказность – это свойство автомобиля непрерывно сохранять работо­способность в течение определенной наработки (времени или пробега). Для оценки безотказности применяются: вероятность безотказной работы; средняя наработка до отказа и между отказами; интенсивность отказов для невосстанавливаемых изделий; параметр потока отказов для восстанавливаемых изделий.

Применительно к автомобилю обычно рассматривают безотказность в течение смены (она особенно важна), в течение заданной наработки (например, для междугородных или международных перевозок) или между очередными видами ТО. В последнем случае показатели безотказности характеризуют эффективность и качество ТО.

Долговечность – свойство автомобиля сохранять работоспособность до на­ступления предельного состояния при установленной системе проведения работ по поддержанию (ТО) и восстановлению (ремонту) работоспособности.

К основным показателям долговечности относятся: средний ресурс и средний срок службы; гамма-процентный ресурс и гамма-процентный срок службы; ве­роятность достижения предельного состояния. При определении надежности эти показатели обычно рассматриваются как для отдельных деталей, так и для агрегатов и автомобилей в целом.

Для деталей указанные показатели определяются при проведении их ремонта или, что реже, при списании деталей. Для агрегатов определяются ресурсы до ремонта и между ремонтами. Для автомобилей, кроме ресурсов до ремонта, определяются и нормируются, как правило, сроки службы до их списания.

Ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность) – свойство автомо­биля, заключающееся в его приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения ТО и ремонта. Основными показа­телями ремонтопригодности являются средние продолжительность и трудоемкость выполнения операций ТО и ремонта, которые применяются при нормировании и сравнении различных автомобилей. Определяются также вероятность выполнения операций (вида) ТО и ремонта в заданное время и гамма-процентное время выпол­нения операции (вида) ТО или ремонта. Эти показатели необходимы для опреде­ления возможности проведения операций в заданное (или лимитированное) время. Для характеристики ремонтопригодности используется ряд частных показателей, определяющих влияние конструктивных особенностей автомобиля на трудоем­кость и продолжительность его обслуживания или ремонта. К ним относятся, например, абсолютное или относительное количество мест (точек) обслуживания на автомобиле (агрегате и т.д.) и их доступность, а также трудоемкость снятия узлов, агрегатов и деталей, число видов применяемых эксплуатационных мате­риалов, номенклатура необходимого оборудования и инструмента и др.

Сохраняемость – свойство автомобиля сохранять значения показателей безот­казности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования. Сохраняемость характеризуется средним и гамма-процентны­ми сроками сохраняемости изделий. На автомобильном транспорте эти показате­ли применяются для автомобилей – при длительном их хранении (консервации), транспортировании; для материалов (масел, жидкостей, красок) и некоторых видов изделий (шин, аккумуляторных батарей и др.) при их кратковременном и дли­тельном хранении.

Для изделий, отказы которых представляют угрозу для людей, персонала и окружающей среды применяются также понятия “безопасность” и “живучесть”.

Безопасность – это свойство изделия не создавать или минимизировать угрозу для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды. Для автомобиля типич­ной является дорожная и экологическая безопасность.

Под живучестью или отказоустойчивостью (fail-safe property) понимается свойство изделия и системы его эксплуатации противостоять критическому разви­тию ситуации в момент и после возникновения отказа. Для характеристик! отказоустойчивости в системе оператор-изделие в международных документа: применяется термин fool-proof property (дословно “дуракоустойчивость”).

Сочетание свойств безотказности и ремонтопригодности характеризуется готовностью изделия (availability).

Имея отчетные данные или ведя наблюдения за изделиями (деталями, агрегатами, автомобилями), можно дать вероятностную характеристику свойства! надежности, а также оценить закономерности изменения технического состояния Эти характеристики необходимы для решения практических вопросов организации ТО и ремонта автомобилей, в частности для определения нормативов технической эксплуатации.

Источник: studfile.net