Как пользоваться динамометрическим ключом
Как пользоваться динамометрическим ключом – инструкции с примерами
Динамометрический ключ представляет собой специальный инструмент, устройство, с помощью которого происходит затягивание болтов и гаек различных узлов и механизмов с требуемым моментом силы. Измеряется такое усилие в Ньютон-метрах (Н·м).
Для обеспечения надежной, точной и безотказной работы большинство современных механизмов должно быть собрано с максимальной точностью. Отклонение дозированного усилия затяжки может негативно сказаться, как на качестве работы узла или механизма, так и на его продолжительности эксплуатации.
Общие правила по использованию инструмента
Сам инструмент представляет собой стержень с рукояткой на одном конце, и с индикаторным механизмом на другом. На рабочем конце рукоятки устанавливается торцевая головка или присоединительное гнездо для рожковой насадки (гаечной либо накидной насадки).
В ключах предусмотрены индикаторные механизмы и регулировочные, как с предохранителем от перетяжки, так и без них.
Далее рассмотрим разновидности динамометрических ключей, которые чаще всего используются в работе.
Щелчкового типа
Часто автомобилисты приобретают именно такой ключ из-за высокой точности измерения, прочности и наличием удобной шкалы с настройкой. Таким ключом невозможно перетянуть резьбу, так как предусмотрен предохранитель.
Главное знать, как правильно работать с изделием данного типа. Суть заключается в необходимости заранее выставить нужное значение максимального усилия (момента затяжки).
Далее производится обычное затягивание соединения (болта или гайки) до тех пор, пока не появится хорошо слышимый щелчок. Данный звук сигнализирует о достижении требуемого параметра. Примечательно, что дальше прибор перейдет в режим «проскальзывания» и перетянуть соединение не получится.
Видео: «Как пользоваться ключом щелчкового типа»
Как пользоваться шкалой:
Торсионного типа со стрелкой-указателем
Такие ключи имеют характерную особенность – крупные габаритные размеры. Непосредственно у самой рукоятки имеется шкала, по которой и производятся необходимые измерения. Предварительно настроить данный ключ не получится, результат затяжки достигается по факту.
Рекомендуется использовать только в машинах и механизмах, где предусмотрен средний уровень точности затяжки.
При использовании стрелочного инструмента рукоятка перемещается относительно шкалы в направлении приложения усилия. Стрелка остается неподвижной.
Чтобы максимально точно произвести замер, необходимо выполнить пошагово следующие действия:
- Заранее найти на шкале место, которое должна достичь стрелка в момент прикладывания максимального усилия;
- Осуществлять затяжку плавно и последовательно, достигая заданного положения на шкале;
- Если необходимо применение дополнительного усилия, инструмент снимается, производится затягивание обычным ключом и повторная проверка.
Видео: «Как пользоваться ключом стрелочного типа»
vazoved
Я езжу на LADA VESTA CROSS
г. Москва
Тогда просто не кому будет платить штрафы! Это Корейский автопланшет видеорегистратор 7 в 1 на Андройде..
Я Забыл про штрафы и Яндекс-Навигатор. Тут и FULL HD съемка, антирадар и GPS с 32 спутниками. Брал по демократичной цене всего за несколько тысяч ТУТ
Динамометрический электронный прибор
Применение данного инструмента обосновано при сборке оборудования, требующего высокой точности затяжки. На ЖК-дисплей выводится информация (момент затяжки в Н·м). Преимущество моделей – в возможности сохранения настроек при работе.
Установка данных осуществляется по инструкции при помощи специальных кнопок. Удобно и достаточно просто, а экономия времени – огромная. Выгодно использовать такие девайсы на конвейерной сборке, когда необходимо выполнять повторяющуюся операцию многократно.
Сигнализирует при достижении заданного момента затяжки с высокой точностью. Существуют так же специальные электронные адаптеры, которые устанавливаются на ключ-трещотку.
Видео: «Как пользоваться ключом электронного типа»
С рожковыми насадками
Данные ключи имеют принцип работы аналогичный стрелочному типу, но иной внешний вид. Разница в достижении более точных результатов. Фиксация момента затяжки достигается поворотным механизмом с пружиной спирального типа.
К этому механизму присоединен стрелочный индикатор с измерительной шкалой в Н·м. Поворачивание рычага происходит по принципу, аналогичному для работы с гаечным. Слесарь создает необходимую величину усилия, которая отображается на шкале за счет отклонения стрелочного индикатора.
Видео: «Как пользоваться ключом рожкового типа»
Далее приведём несколько наглядных примеров при работе с динамометрическими ключами.
Затягивание свечей динамометрическим прибором щелчкового типа
Неправильная затяжка свечей зажигания может привести к достаточно тяжелым последствиям для автомобиля. При несоблюдении момента затяжки происходит перегрев важнейших элементов системы зажигания машины.
Порядок действий следующий:
- Очистить гнездо, резьбовое соединение в головке блока цилиндров, подготовить комплект свечей к установке;
- При помощи стандартной свечной насадки произвести затяжку свечи по резьбе. Действовать необходимо аккуратно, убедившись в том, что резьбовое соединение затягивается правильно, без перекосов;
- Затянуть рукой, не прикладывая большого усилия;
- Выставить значение предельного диапазона усилия (для свечи фирмы Bosh, например, это 28 Н·м);
- Затянуть свечу до характерного щелчка, который издает ключ по достижении предустановленного момента затяжки. Закручивание новых и старых свечей отличается.
Видео: «Затягивание свечей моментным ключом»
Затягивание ступичного подшипника. Используем ключ со стрелкой
Ступичная гайка и резьба на валу привода колес или полуоси является ответственным резьбовым соединением. Рекомендуется затягивать гайку на момент, предусмотренный для данного ступичного подшипника и резьбы.
- Подготовить динамометрический стрелочный измерительный прибор;
- Обеспечить длину рычага не менее 1 метра;
- Произвести затягивание гайки, обеспечив достижение усилия в Н·м (для каждой марки авто этот показатель индивидуален);
- При необходимости, дополнительно провернуть гайку еще на определенный угол для его фиксации (в соответствии с руководством по эксплуатации).
Специалисты советуют производить проверку момента затяжки ступиц колес автомобиля через каждые 15-20 тысяч км. пробега.
Видео: «Затягивание ступичного подшипника моментным ключом»
Пошаговая инструкция по эксплуатации для затягивания головки блока цилиндров
Для выполнения этой важной операции, при сборке блока цилиндров и головки, необходимо выбрать вид инструмента и подготовить: специальный динамометрический ключ трещотку, торцевую головку-насадку, а также немного моторного масла (чистого).
Рекомендуется придерживаться следующего порядка:
- Изучить руководство по ремонту и эксплуатации данного авто и определить, в какой очередности и с каким усилием (моментом) должен быть произведена затяжка ГБЦ;
- Смазать крепежные болты моторным маслом;
- Вставить болты в технологические отверстия и закрутить их руками;
- Установить на динамометрическом устройстве предельный уровень усилия, в соответствии с руководством по ремонту автомобиля;
- При первом подходе произвести затягивание болтов резьбового соединения, от середины и далее по схеме, не доводя усилие до максимального;
- На завершающем этапе каждый болт должен быть затянут «до щелчка» динамометрического ключа. Наглядный пример можно посмотреть на видеоролике.
Источник: zamena-podshipnikov.ru
Как пользоваться динамометрическим ключом
Сегодня динамометрический ключ является одним из самых распространенных приспособлений в сфере ремонта различной техники. Для чего предназначен динамометрический ключ? Инструмент нужен для того, чтобы передать на крепеж необходимое усилие, которое обеспечивает надежную фиксацию скрепляемых деталей. Несмотря на то, что это приспособление применяется уже около 100 лет в различных сферах деятельности, где встречаются резьбовые соединения, у некоторых возникает вопрос, как же правильно пользоваться динамометрическим ключом .
Инструкция по эксплуатации и применению динамометрического ключа
Чтобы передать на резьбовое соединение необходимое усилие, нужно правильно использовать любой динамометрический ключ . При применении инструмента необходимо соблюдать основные рекомендации и правила пользования динамометрическим ключом :
- Использование ключа в качестве обычного воротка или трещотки увеличит износ инструмента, поэтому ключ нужно применять только по назначению;
- Применять только стандартные или высокие безударные торцевые насадки;
- Для обеспечения точности передаваемого усилия рекомендуется использовать только один переход сборного инструмента, т.е одну торцевую головку между затягиваемым крепежом и присоединительным квадратом ключа ;
- Запрещается увеличение плеча рычага с помощью разнообразных удлинителей, например, трубы;
- Не рекомендуется бросать или стучать по инструменту;
- Если ключ был только куплен или давно не использовался, то для того чтобы внутренние механизмы инструмента смазались, необходимо сделать несколько нагружений на минимальном значении диапазона крутящего момента;
- После работы ключ лучше хранить в чистом и сухом месте. А при долгом хранении лучше произвести процедуру консервации, смазав корпус ключа тонким слоем масла;
- После измерений инструмент необходимо выставлять на начальное нулевое значение, чтобы пружина механизма не растягивалась, сохраняя точность измерений инструмента;
- Впоследствии пружина в ключах все равно ослабевает. Поэтому ежегодно или чаще необходимо производить проверку и регулировку (калибровку/поверку) инструмента на специальном стенде, чтобы повысить точность инструмента.
Ознакомившись с основными инструкциями по применению динамометрических ключей , предлагаем разобраться, как правильно затягивать болты динамометрическим ключом разных видов этого инструмента. В предыдущей статье мы рассматривали основные виды динамометрических ключей , их особенности, преимущества и недостатки.
Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа?
Данный вид ключей является самым распространенным и популярным инструментом среди профессионалов и любителей. Во время работы не нужно контролировать значения усилия. Принцип работы динамометрического ключа заключается в следующем: при достижении заранее выставленного значения силы, ключ издаст щелчок, который означает о завершении работы и инструмент, проскальзывая, не будет передавать на крепеж большее усилие, чем было установлено на шкалах инструмента.
Для того, чтобы правильно пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа необходимо знать, как выставляется нужное значение с помощью основной и вспомогательной шкалы.
Руководство по эксплуатации динамометрического ключа щелчкового типа:
- Раскрутить стопорную гайку внизу рукоятки ключа ;
- Выставить значение нагрузки на основной вертикальной шкале с помощью вращающейся рукояти. И если необходимо, то нужно выставить значение крутящего момента на дополнительной круговой шкале внизу ручки, чтобы получить требуемое значение силы. Получается, что значение складываются с обеих шкал, фиксируя итоговое усилие;
- Закручиваем стопорную гайку внизу рукоятки ключа , чтобы зафиксировать выставленное усилие;
Теперь Вы знаете, как выставить момент затяжки на динамометрическом ключе . В зависимости от варианта ключа , шкалы могут иметь определенные отличия, например, различные цены делений, вид исполнения шкал или обозначение усилия в различных системах измерений (Н/м, Кг/м или в Футофунты lbf/ft). В каталоге AIST представлены различные щелчковые предельные ключи .
Закручивать резьбовое соединение необходимо до характерного звука ключа , который оповещает о достижении выставленного усилия. При щелчке сработает специальный фиксатор механизма ключа , который не даст передать на крепеж большее усилие, чем был выставлено на инструменте. После окончания работ необходимо выставить ключ на минимальное значение диапазона крутящего момента и закрутить фиксатор ключа .
Предлагаем посмотреть видео инструкцию: “Как пользоваться щелчковым динамометрическим ключом”
Динамометрический ключ стрелочный: как пользоваться правильно?
В отличие от предыдущего вида инструмента, стрелочный ключ не имеет возможности выставить усилие заранее. Значения прилагаемого усилия необходимо контролировать во время работы, что может показаться не очень удобным, особенно в труднодоступных местах. При этом точность измерений оставляет желать лучшего, так как можно приложить к крепежу большее усилие, поэтому при работе необходимо соблюдать крайнюю осторожность.
Как работает динамометрический ключ данного вида? Принцип действия довольно прост. Во время работы на определенный угол смещается рукоятка со шкалой значений, а указатель остается неподвижным.
Перед тем как пользоваться динамометрическим ключом подобного исполнения, необходимо изучить значения измерений шкалы и определить то положение указателя, при котором необходимо закончить работу. Шкала ключа может иметь различные значения измерений усилия. Это могут быть не только привычные Н/м, но и Кг/м или в Футофунты (lbf/ft), поэтому перед затяжкой необходимо точно определить, на каком значении шкалы необходимо закончить прикладывать усилие.
7,2 lbf/ft (Футофунты).
Как пользоваться динамометрическим ключом со стрелкой :
- Точно определить необходимое значение на шкале;
- Плавно, без резких движений производить затягивание резьбового соединения, контролируя показания указателя по шкале;
- Закончить работу при достижении необходимого усилия.
После просмотра видео станет понятно, как правильно пользоваться стрелочным динамометрическим ключом .
Как затягивать цифровым динамометрическим ключом?
Подобный вид инструмента похож на предельный ключ , только вместо пружинного механизма, цифровойключ использует электронную “начинку”, благодаря которой измеряется усилие. Принцип работы динамометрического ключа : необходимое значение выставляется также заранее, а при его достижении ключ издает звуковой сигнал, оповещающий о завершении работы. На цифровом дисплее можно контролировать изменения прилагаемого усилия в конкретную точку времени.
Вся номенклатура данного инструмента является измерительными приборами, поэтому ключи требуют бережного хранения и должны использоваться строго по назначению.
Перед приобретением инструмента рекомендуем ознакомиться с материалом – Рекомендации по выбору динамометрических ключей
Источник: www.aist-tools.ru
Динамометрический ключ для автомобиля: как пользоваться
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня обсудим с вами динамометрический ключ. Постараюсь рассказать, как пользоваться этим инструментом, что он собой представляет и какой тип может пригодиться вам при работе с автомобилем. Готовы? Тогда поехали!
Первое знакомство
При нынешнем ассортименте купить себе динамометрические ключи не проблема. Хотя в некоторых случаях аренда будет более рациональным решением. Но об этом потом.
Для автомобиля, его ремонта и обслуживания нередко применяют именно динамометрический ключ (ДМК). Это инструмент, предназначенный для закручивания резьбового соединения, когда нужно придерживаться определенного момента затяжки. Говоря простым языком, момент затяжки — это усилие или сила. В качестве единиц измерений используют Нм или кг.
ДМК требуется с целью придерживаться технической рекомендации завода-производителя автомобиля, где некоторые узлы затягивают с определенным усилием. Рожковый ключ не всегда справится со своей задачей.
Если недотянуть или перетянуть элемент, возникает риск поломки, срывания резьбы или слета самих деталей, которые удерживают крепежи. Вам нужно изначально настроить требуемое усилие, с которым будет происходить затяжка. Тут и пригодится динамометрический ключик.
Разновидности
На фото вы можете увидеть, какие существуют ключи. Но сугубо по внешности тяжело понять, кто есть кто и какое между ними отличие.
Выделяют три разновидности ключей.
- Стрелочный. У него есть шкала, на которой используется стрелка. Логично. Недорогие и популярные среди тех, кто чинит машину своими руками. Недостаток в том, что имеется погрешность в диапазоне от 6 до 8%. Если вам не требуется высокоточная затяжка болтов, такой вариант подойдет. Ограничителя по затяжке нет. Они только показывают то усилие, которое вы прикладываете.
- Щелчковый. Он же предельный. Хороший вариант для домашнего использования и для работы на СТО. Погрешность тут будет до 4%. Для работы требуется накручивать подвижную рукоятку до момента, который вам нужен для точной затяжки болта. Имеют две шкалы — вертикальную и, как вы догадались, горизонтальную. На горизонтальной указываются Ньютоны, а на вертикальной демонстрируется усилие. И если вы поставите на вертикальную шкалу значение 100, а на горизонтальную 5, выйдет у вас усилие 105 Нм.
- Электронный. Самая высокая точность, но и аналогичная цена. Если смотреть сугубо на технические характеристики, то этот ДМК лучший. Погрешность составляет буквально 1%. Инструмент может соединяться с компьютером, передавать данные в электронные таблицы, программироваться и пр.
Какой лучше выбрать, решайте сами. Для редких домашних дел подойдет стрелочный или щелчковый. А вот для СТО и активного профессионального использования лучше потратиться на электронную систему.
Выбор инструмента
Все типы имеют свои плюсы и минусы. Да и работа с ними отличается. Потому если вы привыкли затягивать стрелочным, а тут вдруг попался электронный, по аналогичному принципу действовать не получится.
Что касается непосредственно производителя, то стоит присмотреть себе ключ из ассортимента следующих брендов:
- Зубр;
- King;
- JTC;
- Force;
- Jonnesway;
- Ombra;
- Licota;
- Автодело.
Во многих городах, таких как Москва, Спб, Екатеринбург или Волгоград, к примеру, любой из них вы легко найдете. При необходимости заказывайте целый набор.
Выбор зависит от того, какая погрешность допускается в процессе затяжки. Если деталь нужно затянуть максимально точно, стрелочный ДМК способен подвести, к примеру.
Обращайте внимание на качество материалов, из которых изготавливают динамометрический ключ. Особенно, если мы говорим про стрелочный тип. Ограничений нет по усилию, потому когда вы переусердствуете, инструмент из плохого материала просто сломается.
Еще одним важным критерием выбора является необходимый вам диапазон усилий. Среди всех самый распространенный — это 5-25 Нм. Диапазон зависит от размера самой головки торцевого ключа.
Рекомендации по использованию
Отзывы автомобилистов наглядно показывают, что динамометрические ключи действительно полезная вещь в гараже. Если вы не ремонтируете машину сами, в его покупке смысла особого нет.
Помимо того, что нужно уметь правильно работать с ключом, также регулярно должна проводиться поверка и тарировка.
Тарировка подразумевает проверку показаний инструмента, его регулировку и перенастройку при необходимости. А поверкой называют ту же проверку. То есть нужно периодически проверять, действительно ли настроенный на ключе момент соответствует моменту затяжке. Если на шкале стоит 100, то и затягивать он должен с моментом 100 Нм. Со временем и при частой эксплуатации настройка сбивается.
Запомните, что шкальный ключ, то есть наш с вами ДМК, не может использоваться как обычный вороток. Иначе вскоре придется покупать новый инструмент.
Также важно после каждого применения выставлять значения на 0. Оставив ключ в сжатом состоянии, точность момента со временем ухудшится.
Каждый ДМК имеет свои особенности, как затягивать резьбу.
Щелчковые ключи
Хорошее сочетание цены, качества и точности делают их самыми популярными. Чтобы выставить усилие и закрутить соединение с нужным моментом, вам необходимо:
- отпустить гайку (стопорную);
- выставить на шкале нагрузку, что делается с помощью подвижной рукоятки;
- стопорной гайкой зафиксировать это положение;
- начать затяжку и когда прозвучит характерный щелчок, остановиться.
Все, нужный момент достигнут.
Электронные ДМК
Преимуществом таких ДМК является возможность максимально точной настройки.
Настройки выставляются через панель управления на экране дисплея или через компьютер, к которому подключается ключ по средствам кабеля.
Все настройки можно сохранять и быстро их менять, что упрощает работу. Выставили параметры, затянули, услышали сигнал и остановились. Все просто.
Стрелочные модели
Требуют повышенной точности при работе, поскольку ограничителей усилия здесь нет. Приложите много усилий, сорвете резьбу или сломаете инструмент. Недостаточное усилие спровоцирует вероятное ослабление соединения и деталь может просто отпасть в какой-то момент.
Когда делается затяжка головкой, стрелка находится в неподвижном состоянии. Меняется только положение шкалы. Нужно внимательно следить за ней и крутить до тех пор, пока шкала и стрелка не сойдутся в нужной позиции.
К каждому ключу идет заводская инструкция по применению и она может отличаться в зависимости от модели и производителя. Потому основой станет именно руководство от изготовителя.
Динамометрические ключи раз в год нужно отправлять на калибровку, то есть профилактику. Так вы будете точно знать, что выставленное значение соответствует действительности.
Спасибо, что читаете нас! Оставляйте комментарии, рассказывайте о нас своим друзьям и сами не забывайте подписываться!
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Источник: pricep-vlg.ru
Как пользоваться динамометрическим ключом – инструкции с примерами
Динамометрический ключ представляет собой специальный инструмент, устройство, с помощью которого происходит затягивание болтов и гаек различных узлов и механизмов с требуемым моментом силы. Измеряется такое усилие в Ньютон-метрах (Н·м).
Для обеспечения надежной, точной и безотказной работы большинство современных механизмов должно быть собрано с максимальной точностью. Отклонение дозированного усилия затяжки может негативно сказаться, как на качестве работы узла или механизма, так и на его продолжительности эксплуатации.
Общие правила по использованию инструмента
Сам инструмент представляет собой стержень с рукояткой на одном конце, и с индикаторным механизмом на другом. На рабочем конце рукоятки устанавливается торцевая головка или присоединительное гнездо для рожковой насадки (гаечной либо накидной насадки).
В ключах предусмотрены индикаторные механизмы и регулировочные, как с предохранителем от перетяжки, так и без них.
Далее рассмотрим разновидности динамометрических ключей, которые чаще всего используются в работе.
Щелчкового типа
Часто автомобилисты приобретают именно такой ключ из-за высокой точности измерения, прочности и наличием удобной шкалы с настройкой. Таким ключом невозможно перетянуть резьбу, так как предусмотрен предохранитель.
Главное знать, как правильно работать с изделием данного типа. Суть заключается в необходимости заранее выставить нужное значение максимального усилия (момента затяжки).
Далее производится обычное затягивание соединения (болта или гайки) до тех пор, пока не появится хорошо слышимый щелчок. Данный звук сигнализирует о достижении требуемого параметра. Примечательно, что дальше прибор перейдет в режим «проскальзывания» и перетянуть соединение не получится.
Видео: «Как пользоваться ключом щелчкового типа»
Как пользоваться шкалой:
Торсионного типа со стрелкой-указателем
Такие ключи имеют характерную особенность – крупные габаритные размеры. Непосредственно у самой рукоятки имеется шкала, по которой и производятся необходимые измерения. Предварительно настроить данный ключ не получится, результат затяжки достигается по факту.
Рекомендуется использовать только в машинах и механизмах, где предусмотрен средний уровень точности затяжки.
При использовании стрелочного инструмента рукоятка перемещается относительно шкалы в направлении приложения усилия. Стрелка остается неподвижной.
Чтобы максимально точно произвести замер, необходимо выполнить пошагово следующие действия:
- Заранее найти на шкале место, которое должна достичь стрелка в момент прикладывания максимального усилия;
- Осуществлять затяжку плавно и последовательно, достигая заданного положения на шкале;
- Если необходимо применение дополнительного усилия, инструмент снимается, производится затягивание обычным ключом и повторная проверка.
Видео: «Как пользоваться ключом стрелочного типа»
vazoved
Я езжу на LADA VESTA CROSS
г. Москва
Тогда просто не кому будет платить штрафы! Это Корейский автопланшет видеорегистратор 7 в 1 на Андройде..
Я Забыл про штрафы и Яндекс-Навигатор. Тут и FULL HD съемка, антирадар и GPS с 32 спутниками. Брал по демократичной цене всего за несколько тысяч ТУТ
Динамометрический электронный прибор
Применение данного инструмента обосновано при сборке оборудования, требующего высокой точности затяжки. На ЖК-дисплей выводится информация (момент затяжки в Н·м). Преимущество моделей – в возможности сохранения настроек при работе.
Установка данных осуществляется по инструкции при помощи специальных кнопок. Удобно и достаточно просто, а экономия времени – огромная. Выгодно использовать такие девайсы на конвейерной сборке, когда необходимо выполнять повторяющуюся операцию многократно.
Сигнализирует при достижении заданного момента затяжки с высокой точностью. Существуют так же специальные электронные адаптеры, которые устанавливаются на ключ-трещотку.
Видео: «Как пользоваться ключом электронного типа»
С рожковыми насадками
Данные ключи имеют принцип работы аналогичный стрелочному типу, но иной внешний вид. Разница в достижении более точных результатов. Фиксация момента затяжки достигается поворотным механизмом с пружиной спирального типа.
К этому механизму присоединен стрелочный индикатор с измерительной шкалой в Н·м. Поворачивание рычага происходит по принципу, аналогичному для работы с гаечным. Слесарь создает необходимую величину усилия, которая отображается на шкале за счет отклонения стрелочного индикатора.
Видео: «Как пользоваться ключом рожкового типа»
Далее приведём несколько наглядных примеров при работе с динамометрическими ключами.
Затягивание свечей динамометрическим прибором щелчкового типа
Неправильная затяжка свечей зажигания может привести к достаточно тяжелым последствиям для автомобиля. При несоблюдении момента затяжки происходит перегрев важнейших элементов системы зажигания машины.
Порядок действий следующий:
- Очистить гнездо, резьбовое соединение в головке блока цилиндров, подготовить комплект свечей к установке;
- При помощи стандартной свечной насадки произвести затяжку свечи по резьбе. Действовать необходимо аккуратно, убедившись в том, что резьбовое соединение затягивается правильно, без перекосов;
- Затянуть рукой, не прикладывая большого усилия;
- Выставить значение предельного диапазона усилия (для свечи фирмы Bosh, например, это 28 Н·м);
- Затянуть свечу до характерного щелчка, который издает ключ по достижении предустановленного момента затяжки. Закручивание новых и старых свечей отличается.
Видео: «Затягивание свечей моментным ключом»
Затягивание ступичного подшипника. Используем ключ со стрелкой
Ступичная гайка и резьба на валу привода колес или полуоси является ответственным резьбовым соединением. Рекомендуется затягивать гайку на момент, предусмотренный для данного ступичного подшипника и резьбы.
- Подготовить динамометрический стрелочный измерительный прибор;
- Обеспечить длину рычага не менее 1 метра;
- Произвести затягивание гайки, обеспечив достижение усилия в Н·м (для каждой марки авто этот показатель индивидуален);
- При необходимости, дополнительно провернуть гайку еще на определенный угол для его фиксации (в соответствии с руководством по эксплуатации).
Специалисты советуют производить проверку момента затяжки ступиц колес автомобиля через каждые 15-20 тысяч км. пробега.
Видео: «Затягивание ступичного подшипника моментным ключом»
Пошаговая инструкция по эксплуатации для затягивания головки блока цилиндров
Для выполнения этой важной операции, при сборке блока цилиндров и головки, необходимо выбрать вид инструмента и подготовить: специальный динамометрический ключ трещотку, торцевую головку-насадку, а также немного моторного масла (чистого).
Рекомендуется придерживаться следующего порядка:
- Изучить руководство по ремонту и эксплуатации данного авто и определить, в какой очередности и с каким усилием (моментом) должен быть произведена затяжка ГБЦ;
- Смазать крепежные болты моторным маслом;
- Вставить болты в технологические отверстия и закрутить их руками;
- Установить на динамометрическом устройстве предельный уровень усилия, в соответствии с руководством по ремонту автомобиля;
- При первом подходе произвести затягивание болтов резьбового соединения, от середины и далее по схеме, не доводя усилие до максимального;
- На завершающем этапе каждый болт должен быть затянут «до щелчка» динамометрического ключа. Наглядный пример можно посмотреть на видеоролике.
Источник: zamena-podshipnikov.ru
Что такое динамометрический ключ и как им пользоваться
По поводу того, нужен ли обычным автолюбителям динамометрический ключ, ведутся долгие и жаркие споры. А между тем, все в данной ситуации, в общем-то, достаточно просто. Давайте разберемся, что такое динамометрический ключ, как им пользоваться и как хранить.
Что такое динамометрический ключ
По сути своей это обычный ключ, который оснащается динамометром, и позволяет затягивать резьбовые соединения с точно заданным усилием. Другими словами, если в документации к вашему автомобилю сказано, что затяжка гаек на колесах должна производиться с усилием в 110 ньютон метров, то обеспечить данное условие вы сможете только при помощи динамометрического ключа. Именно точность момента затяжки того или иного узла или соединения, и является преимуществом, которое обеспечивают динамометрические ключи. Рассмотрим теперь основные разновидности данного инструмента.
Виды динамометрических ключей
Сверху вниз: шкальный, стрелочный, электронный и предельный динамометрические ключи
Динамометрические ключи можно разделить на два основных типа:
Индикаторные динамометрические ключи в свою очередь бывают:
Наиболее высокой точностью обладают конечно же электронные ключи, тогда как остальные два вида, не могут похвастаться высокой точностью показаний.
Что же касается предельных ключей, то нужное значение усилия здесь выставляется перед началом работы. А когда вы достигаете этого значения, ключ издает щелчки или же срабатывает другой механизм сигнализации.
В основном, те, кто пользуется подобным инструментарием, выбирают ключи предельные. Электронные ключи слишком дорогие, к тому же в быту для простого автолюбителя и не требуется идеальная точность. Кроме того, не всегда удобно контролировать показания динамометра. А с предельным ключом, все достаточно просто. Выставил нужное значение и работаешь, не отвлекаясь ни на какие шкалы, стрелки, циферблаты. Поэтому, даже опытные мастера на СТО, предпочитают именно ключи предельного типа. К тому же, придельные динамометрические ключи дольше сохраняют высокую точность работы, в сравнении с индикаторными не электронными аналогами.
Существуют так же ключи односторонние и реверсивные. Первые пригодны только для затяжки правой резьбы, а вторые могут работать и с левой нарезкой. Следовательно, реверсивные модели будут гораздо универсальнее.
Различаются динамометрические ключи и по диапазону измеряемых усилий. Самые маленькие из них работают в диапазоне от одного до шести Ньютон метров, а наиболее распространенные автомобильные динамометрические ключи могут работать в диапазоне от сорока до двухсот НМ.
Читайте также: Что такое ГБЦ в автомобиле.
Так нужен ли автовладельцу динамометрический ключ
Некоторые владельцы автомобилей и даже некоторые автомеханики утверждают, что динамометрический ключ, в общем-то для обычного автолюбителя, вещь бесполезная и ненужная. Колеса дескать, можно затянуть и без особой точности, а все остальное уже удел специалиста.
Между тем, сами эти умельцы не отрицают, что ремонт и замену многих узлов на своих автомобилях, они проводят самостоятельно. Другое дело, что со временем появляется опыт и довольно-таки точное ощущение достаточности прикладываемого усилия, особенно когда это родной и насквозь знакомый автомобиль. А что делать тем, у кого такого опыта нет? Зарваные болты, сломанные шпильки, лопнувшие гайки или головки, все это может стать результатом отсутствия динамометрического ключа. Особенно сегодня, когда в автомобилях иностранного производства, активно применяются различные сплавы и цветные металлы.
Кроме того, динамометрический ключ позволяет достигать такой важной вещи, как равномерность затяжки всех болтов или гаек, что даже на колесе будет совсем не лишним, а ведь есть ситуации, когда это обязательное условие.
Кстати говоря, динамометрический ключ, будет полезен и для современных велосипедистов. Ведь новые, облегченные модели двухколесных транспортных средств включают в себя и алюминий, карбон и другие материалы, которые при перетягивании соединений могут давать трещины, разрушаться и приходить в негодность.
Как пользоваться динамометрическим ключом
Собственно каких-то особенных отличий между работой ключом обычным и ключом динамометрическим, не существует. Вы задаете нужное усилие, если это ключ предельный, или же контролируете его зрительно, если ключ индикаторный. А далее, вы затягиваете гайку или болт, до тех пор, пока не достигнете требуемого момента, вот собственно и все.
Единственное, что никакие удлинители плеча рычага при работе с динамометрическими ключами не допускаются. Другими словами, если на обычный ключ, вы можете надеть кусок трубы, чтобы увеличить прикладываемое усилие, то здесь такого делать нельзя. Ключ конечно же не испортится, но ни о какой точности его, речь идти не будет. Поэтому, работать придется исключительно руками. Нужные значения для усилия в той или иной ситуации, искать следует в документации к автомобилю или иному техническому средству, с которым вы планируете работать таким ключом.
Хранить динамометрический ключ, как и любой точный инструмент, следует в чистом сухом месте, а если это ключ придельного типа, то его необходимо ставить на минимальное значение усилия, чтобы пружина, которая имеется внутри такого ключа, была расслаблена. Тогда ключ прослужит вам дольше, и дольше будет сохранять точность показаний.
Читайте также: Какая компрессия должна быть в двигателе.
Видео на тему
Источник: avtonov.com