Какой материал лучше для сабвуфера

Какой материал для изготовления сабвуфера лучше использовать

При создании своего сабвуфера и для его качественного и громкого звучания следует учитывать большое количество важных нюансов. К примеру, какой динамик к сабвуферу вы приобрели, на сколько правильный у вас короб, хватает ли мощности усилителя, достаточно ли усилителю мощности питания и т. д.

В этой статье мы затронем один из многих вопросов, который поможет вам приблизиться к более громкому и качественному басу. А именно ответим на вопрос, из какого материала лучше всего изготовить короб для сабвуфера?

Почему сабвуфер без короба не играет?

Если мы из короба работающего сабвуфера извлечём динамики, то обнаружим, что бас, который он качественно воспроизводил, исчезнет. То есть сабвуфер без короба (акустического оформления) не играет! Почему так происходит? Сабвуфер создаёт звуковые колебания в обе стороны, т. е. вперёд и назад. Если между этими сторонами нет экрана, звуковые колебания заглушают друг друга. Но если мы поместим сабвуферные динамики в закрытый ящик, то сможем разделить переднюю и заднюю часть сабвуфера и получить качественный звук. К слову, в фазоинверторе короб работает несколько по другому принципу, он воспроизводит звук в одном направлении, что увеличивает громкость по сравнению с З/Я примерно в 2 раза.

Принцип работы сабвуферных коробов

Вы скажете, зачем нам эта муть с частотами, волнами и коробами? Ответ прост, мы хотим наглядно и просто продемонстрировать вам, как влияет материал, из которого изготовлен короб на качество конечного результата.

Что происходит если короб сделан из не качественного материала

Теперь давайте представим, что вы сделали короб из бабушкиного шкафа, т. е. применили материал ДСП, который имеет толщину всего 15 мм. После этого изготовили из него сабвуфер средних мощностей. Что получится в результате?

Из-за недостаточной толщины стенок жёсткость короба занижена. При воспроизведении звука стенки короба начинают вибрировать, т. е. весь короб превращается в излучатель, звуковые волны, которые короб резонирует, в свою очередь гасят волны, которые излучает динамик с лицевой стороны.

Помните, мы говорили, что сабвуферный динамик без короба просто не может воспроизводить бас. Так и маложесткий короб будет создавать только частичное экранирование, которое не сможет полностью удержать взаимопроникновение звуковых волн, излучаемые динамиками сабвуфера. В результате, снижение уровня отдаваемой мощности и искажение звука.

Каким же должен быть сабвуферный короб

Ответ прост. Основное требование, которому должен соответствовать сабвуферный короб, это его жесткость и прочность. Чем жестче стенки, тем меньше вибрации, которые создаёт сабвуфер при работе. Конечно, в теории идеальным будет считаться короб, сделанный из керамической плиты или отлитый из свинца с 15 см стенками, но конечно, можно считать это за бред, т. к. такие сабвуферы будут иметь не только дорогое производство, но и огромный вес.

Виды и сравнение материалов для сабвуфера.

Рассмотрим реальные варианты материалов для изготовления сабвуфера и постараемся дать небольшое заключение по каждому из них.

Фанера

Лучше влагостойкая. На наш взгляд, это один из достойнейших материалов для изготовления акустического оборудования.

Но есть и пара минусов;

  • Это самый дорогой материал.
  • Проблемно найти фанеру толщиной более 18 мм.
  • При большой площади стенок начинает «звенеть» (нужны дополнительные рёбра жесткости или распорки)

МДФ

Сейчас набирает большую популярность. Он является неким промежутком между фанерой и ДСП. Основной его плюс — это меньшая, чем у фанеры цена (примерно как у ДСП) хорошая жесткость (но не дотягивает до фанеры). Легко пилится. Влагостойкость выше, чем у ДСП.

  • Проблемно, но возможно найти, толщину более 18 мм.

Дешёвый, распространённый материал. Есть в каждой мебельной компании, в этих же компаниях можно заказать и распил. Этот короб вам обойдётся в 2-3 раза дешевле чем из фанеры. Недостатки:

  • Очень маленькая жесткость материала (пример про бабушкин шкаф выше).
  • Не влагостоек. Хорошо впитывает влагу и рассыпается. Особенно опасно если в ваш багажник попадает вода.

Как увеличить жесткость короба?

  1. Первое, самое простое и самое очевидное. Это толщина материала, чем толще материал, тем больше жесткость. Советуем при изготовлении сабвуфера использовать материалы как минимум 18 мм, это золотая середина. Если же ваш сабвуфер имеет мощность более 1500w RMS, то не будет лишним выбрать толщину материала 20 мм и более. Если у вас возникли сложности с поиском толстостенных материалов, можно воспользоваться следующими рекомендациями.
  2. Вариант, который добавит жесткости вашему коробу, это изготовление двойной передней стенки. Т. е. лицевой части, в которой установлен динамик. Эта часть сабвуфера больше всего подвержена нагрузке при его работе. Поэтому имея ширину материала 18 мм, сделав переднюю стенку двойной мы получаем 36 мм. Этот шаг существенно добавит жёсткости коробу. Также следует делать это при условии, что ваш сабвуфер имеет RMS(номинальную мощность) более 1500w. В случае если у вас сабвуфер на меньшую мощность, например,700w,переднюю стенку также можно сделать двойной. Смысл в этом есть, хотя эффект от таковогобудет не очень большой.
  3. Ещё совет, используйте распорки внутри сабвуфера для добавления дополнительной жесткости. Особенно это хорошо работает, когда сабвуфер имеет большой объём. Допустим у вас в коробе стоят два 12-дюймовых сабвуфера (динамика). В середине жесткость короба будет самой маленькой из-за большой площади. В этом случае вам не помешает укрепить конструкцию и установить распорку на этом месте.

Вот и всё что мы хотели вам рассказать про материалы для сабвуфера. Если эта статья помогла вам, оцените её по пятибалльной шкале ниже.

Хотите сами попробовать рассчитать короб? Для этого вам поможет наша статья «Учимся считать короб для сабвуфера».

Источник: caraudioinfo.ru

Читайте также:  Как нарисовать форд мустанг поэтапно карандашом

Поделки своими руками для автолюбителей

Какой материал использовать для изготовления короба сабвуфера.

Как же собрать короб для сабвуфера? А главное из чего? Нужно четко понимать одну простую вещь, давление, создаваемое внутри корпуса при работе динамика, похоже на воду, которая проникает в любую трещину. Здесь смысл в том, что нужно не допустить просачивание воды, только вместо воды у нас воздух.

Первым делом, стоит разобраться, из какого материала будет изготавливаться короб. Только один материал готов нас устроить и, конечно же, это дерево. Самый лучший вариант – фанера. Легко обрабатывается, не подвержена внешним воздействиям в сравнении с ДСП. А именно, разбухание при попадании большого количества воды. Воду конечно на короб лить никто не собирается, но это к слову преимуществ. Самое главное это то, что фанера физически крепче стружечной плиты.
ДСП:Фанера:

Следующий вариант – ДСП. Фанера это листы, склеенные между собой, а ДСП это стружка, которую под прессом преобразуют в плиту. Дело в том, что такую плиту выбирают из-за доступности. Во первых она дешевая, во вторых практически вся мебель изготовлена из нее, к тому же, можно просто разобрать не нужный шкаф и использовать листы. Для бюджетных систем это идеальный вариант. По звуковым свойствам ДСП лучше, чем фанера, но как только в дело вступают более мощные системы, фанера выходит на первое место.

К сожалению, стружечную плиту при высоких мощностях гнет. Иногда ломает и крошит места соединения болтов, которые крепят корзину. Примерная мощность динамиков используемых в коробах из ДСП, восемьсот – девятьсот ватт в номинале. Грубо говоря, до киловатта максимум. Никто не дает гарантий, что даже при таких мощностях всё будет работать на должном уровне, поэтому если есть фанера, использовать лучше ее.

Толщина стенок не меньше полутора – двух сантиметров. Лицевую часть, на которой находится динамик, следует сделать двойной. Если короб большой, и при включении одна из стенок начинает вибрировать, тогда внутри стоит поставить распорки. Обычно вибрация будет там, где стенка не имеет опоры. Герметизировать обязательно все стыки, возле трубы (если порт труба) то же самое.

Как скреплять стенки:

Крепить нужно шурупами. Перед этим просверливаем отверстие тонким сверлом, чтобы шуруп закручивался ровно. По желанию можно утопить шляпку.

Для достижения прочности короба, две стенки: переднюю (лицевую) и заднюю, крепим следующим образом как показано на рисунке:

Лицевая сторона состоит из двух стенок скрепленных между собой. Это выполнено для повышения прочности. Если динамик маломощный, допустимо не делать лицевую сторону из двух стенок, можно обойтись и одной.

Источник: xn--100–j4dau4ec0ao.xn--p1ai

Из чего лучше сделать короб для сабвуфера своими руками

Из чего лучше сделать короб для сабвуфера

Из чего лучше сделать короб для сабвуфера своими руками, часто спрашивают читатели. Попробуем разобраться.
Эта статья написана именно с этой целью. Кроме того, читатель получит ценную инструкцию того, как своими руками изготовить корпус для этого динамика. Узнав, из чего сделать короб для сабвуфера будет лучше всего, можно смело проступать к операции.

Какой материал лучше

Из чего лучше сделать коробок для сабвуфера

Материалов, из которых можно изготовить корпус для такого динамика, в принципе, много. Это может быть фанера, МДФ, ДСП и так далее. Каждый из этих материалов имеет не только достоинства, но и недостатки.

Примечание. Самым лучшим материалом для изготовления корпуса сабвуфера, по мнению многих экспертов, является корабельная ламинированная фанера.

Найти корабельную фанеру не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. На стройках и других производственных предприятиях такой материал есть.
Из этой фанеры часто делают опалубку. Данный материал всегда влагоустойчив, очень прочен и жестковат. Одним словом, для корпуса саба – то, что нужно.

Примечание. Полезно будет знать, что на Западе, где изготовление самодельных корпусов для сабвуферов очень приветствуется, предпочитают МДФ. Фанеры корабельной у них вообще не найти и причину такой любви к МДФ многие эксперты видят именно в этом.

ДСП – материал тоже неплохой, но влагу не любит совершенно. Кроме того, при обработке ДСП имеет свойство крошиться. С другой стороны, если взять материал потолще, то проблему можно решить.

Из чего сделать коробок для сабвуфера

Некоторые эксперты советуют и другие материалы, но они, как правило, не так популярны – к примеру, клееные плиты из ламината.

Из чего лучше делать короб для сабвуфера

Покупной или сделанный самостоятельно

Изготовление коробов для сабвуфера

Изготовление короба сабвуфера – процесс ответственный, но одновременно с этим очень интересный. Конечно же, всегда можно пойти в магазин и приобрести готовый саб в корпусе.
Но это дело новичков. Профессионал всегда отдельно покупает сабвуферную головку, а затем собственными руками изготавливает ящик.

Примечание. Последний вариант подойдет не только профессионалам, но и людям, увлеченным автозвуком и желающим получить от динамика по максимуму. Сабфуверная головка, помещенная в самодельный ящик, будет издавать невероятно сильное звучание низких частот.

Прежде, чем перейдем к процессу изготовления, вновь немного остановимся на теме покупных сабвуфером в комплекте с корпусом. Как уже стало ясно, на качество надеяться здесь не приходится, но привлечь покупателя может стоимость.
На некоторые модели готовых корпусов цена составляет всего-то 1 тысячу рублей.
Не стоит говорить, что материал такого ящика не может быть из дорогих. Фанера всегда тонкая, а сам ящик не способен похвастаться даже жесткостью.

Примечание. Покупной сабвуфер не даст получить правильное звучание. И ту же головку, если перенести в другой ящик, сделанный самостоятельно, можно подключить так, что она зазвучит гораздо сильнее и качественнее.

Изготовление

Короб для сабвуфера сделать

  • Первым делом надо будет определить размеры и форму будущего ящика. Полезно будет найти подходящий чертеж корпуса;
Читайте также:  Можно ли сделать осаго на 6 месяцев

Из чего делать короб для сабвуфера

  • Определяем материал, из которого будем собирать ящик. Как и говорилось выше, лучшим материалом считается корабельная фанера. Если ее найти не удалось, то используем МДФ или многослойную фанеру.

Примечание. Выбирая фанеру, главное – обратить внимание на ее толщину. Старайтесь подбирать толстую фанеру, ведь от этого будет зависеть жесткость всей конструкции, что в итоге скажется обязательно на звучании.
Так, оптимальной толщиной для ящика сабвуфера считается размер в 18 мм. Это вполне разумно: не надо будет тратить большие деньги (чем толще фанера, тем она дороже) и качество останется на уровне. С другой стороны, каждый решает сам и порой, вес самодельного ящика может достигать 50 с лишним килограммов.

  • Резать фанеру не обязательно в собственном гараже. Сделать это можно прямо в магазине, если попросить продавца соблюдать соответствующие размеры. Во многих магазинах резка осуществляется совершенно бесплатно;
  • Подготавливаем необходимые материалы: клей, желательно ПВА, кисточки, саморезы или мебельные шурупы, жидкие гвозди и многое другое.

Примечание. Не забываем купить кусок карпета, которым оклеим ящик на последней стадии изготовления.

Строим корпус

Первым делом приступаем к изготовлению корпуса ящика.
Начали:

  • Лицевую часть ящика, там где будет фиксироваться головка, желательно сделать двойной. Просто ставим здесь два листа фанеры и все.
    Если толщина листа фанеры выбрана под 18 мм, то в данной части толщина должна составлять все 36 мм, что обеспечит большую жесткость. Это очень важно, ведь именно на эту часть ящика оказывается наибольшее воздействие.

Примечание. Можно поступить и иначе. В первом листе делается отверстие обычного размера, а во втором листе, оказывающемся снаружи – отверстие большего размера. Таким образом, головка саба будет как бы утоплена в корпусе, что положительно сказывается не только на технических возможностях, но и на эстетических составляющих.

  • Склеиваем листы фанеры друг с другом, а затем фиксируем саморезами. Важно не пропускать саморезы, а крепить их на каждый 1 см2 площади стенки.

Примечание. Другими словами, желательно закручивать саморезы через каждые 3-5 см.

  • Стенки корпуса ящика соединяем уже не саморезами, а специальными мебельными шурупами. Для этого вооружаемся дрелью и сверлим отверстия под шурупы. Затем в сделанное отверстие капаем клей и закручиваем шуруп. В отличие от саморезов, шурупы дадут лучшую фиксацию.

Примечание. Со временем мебельные шурупы не разбалтываются, даже от постоянных трясок и колебаний.

  • Рейка треугольной формы проклеивается во внутренние углы ящика, если надо увеличить жесткость конструкции. Можно даже растяжки установить внутри, что предотвратит деформацию корпуса.
    Такое рекомендуют делать только для больших динамиков(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами) с запредельной мощностью, так как для средних и малых данный монтаж не имеет смысла.

Защищаем и дорабатываем корпус

  • Специальный лак, нанесенный на поверхности, поможет защитить фанеру от влаги;
  • Внутри корпуса проклеиваем вибро-изоляционный материал. Он не только защитит корпус, но и значительно увеличит жесткость всей конструкции;
  • Некоторые знатоки рекомендуют защитить корпус сабвуфера вибро-изоляционным материалом и снаружи. Это даст возможность получения приятного и качественного баса;
  • Проклеиваем все стыки и соединения, особое внимание уделяя месту, откуда выходят провода.

Примечание. Считается, что закрытый тип ящика для сабвуфера вообще не должен иметь никаких отверстий. И некоторые эксперты даже рекомендуют проверить герметичность ящика путем заливания внутрь воды. Но это уже перебор и вряд ли такое делать нужно.

  • Если звук, издаваемый сабвуфером, не устраивает, к примеру, он слишком жесткий, рекомендуем поставить внутрь ящика обычную вату или синтепон.

Какой сделать короб для сабвуфера

На этом процесс изготовления ящика для сабвуфера своими руками можно назвать законченным. Инструкцию ни в коем случае нельзя игнорировать.
Немаловажное значение имеют видео обзоры и фото – материалы, которым также надо уделить внимание(см.Как обтянуть карпетом сабвуфер: делаем своими силами). Таким образом, цена на корпус для сабвуфера будет самой минимальной, так как надо будет потратиться только на расходные материалы.

Источник: avtozvuk-info.ru

Корпус для сабвуфера. Формы и материалы

Корпус для сабвуфера. Формы и материалы

Материалы для корпуса сабвуфера

Многослойная фанера. Существует большое количество сортов фанеры, многие из которых не приемлемы для конструирования корпуса акустической системы. Обычная фанера недостаточно плотная и будет давать искажения звука. Многослойная фанера является отличным материалом для постройки небольших корпусных систем. Данная фанера достаточно плотная и легче ДСП и MDF. С ней легко работать, вкручивать шурупы, не опасаясь расслаивания.

Недостаток фанеры заключается в том, что большие корпуса из нее начинают звенеть. Для этого, при изготовлении корпуса для мощных сабвуферов используют фанеру толщиной не менее 18 мм, иногда стенки ящика состоят из двойного слоя фанеры. А чтобы окончательно избавиться от резонансов, внутри корпуса устанавливают растяжки и усилители.

Более подробно про постройку корпуса из многослойной фанеры в статье: как сделать корпус для сабвуфера своими руками.

Древесностружечная плита. В продаже имеются плиты нескольких сортов, но для корпусов рекомендуется ДСП самой большой плотности. Хотя высокоплотные разновидности весят больше, с ними легче работать и они лучше звучат. Высокоплотная ДСП толщиной 16 мм является, возможно, самым лучшим выбором для более мощной низкочастотной акустической системы, поскольку у нее самая высокая плотность и слабые резонансные качества.

Недостаток этого материала заключается в том, что он легко впитывает влагу и с трудом режется пилой. Корпуса из ДСП следует окрашивать, чтобы предотвратить разбухание из-за влаги.

Типы корпусов сабвуферов

Герметичные корпусы (закрытый ящик). Пожалуй, наиболее распространенной формой корпуса на сегодняшний день является герметичный корпус. Ему отдают предпочтение по причине относительной простоты разработки и конструирования.

Читайте также:  Как снять обшивку багажника на приоре хэтчбек

Герметичный корпус – это корпус, который полностью изолирует внутреннее воздушное пространство сабвуфера от внешнего. Воздух внутри короба поддерживает мембрану динамика и работает как дополнительная подвеска для нее. Это позволяет динамику выдерживать большую мощность.

Диапазон излучаемых частот сабвуфера зависит от объема корпуса. Если объем короба меньше оптимального, то внутри короба давление увеличится, что приведет к срезанию некоторых частот и усилению других. Вместо чистого глубокого баса сабвуфер выдаст гулкий, ‘проваленный’. Увеличивая объем короба бас улучшается, но опять же до определенного уровня. Главная задача проектирования короба заключается в определении его оптимального объема для выбранного низкочастотного динамика.

На практике часто случается так, что сначала конструируется короб, исходя из ограничений свободного пространства в багажнике автомобиля, а затем подбирается динамик под внутренний объем этого короба. На далее рисунке изображен график, по которому можно определить приблизительный объем внутреннего пространства корпуса для данного диаметра динамика.

Фазоинверсные корпусы сабвуферов широко применяются в домашних акустических системах. В настоящее время фазоинверсные или вентилируемые корпуса получили широкое распространение и в автомобильных аудиосистемах. Эта форма корпуса уникальна тем, что фазоинвертор (вентиляционный канал) помогает в воспроизведении наиболее низких частот в слышимом диапазоне. Фазоинвертор фактически становится источником звука, содействующим общему звучанию сабвуферной системы.

Фазоинверсные системы выдают больше баса при меньшей мощности, чем герметичные. Правильно сконструированный вентиляционный канал даст повышенный выходной сигнал на настроенной частоте. Звук у фазоинверсных сабвуферов чище, но объем их больше, чем у герметичных для одного и того же динамика.

Недостатком данного типа сабвуферов является возможность появления искажений при воспроизведении частот из диапазона ниже расчетного. Расчеты параметров вентилируемого корпуса более сложные, и даже небольшие погрешности могут не оправдать затраченных усилий и времени. Ошибки при конструировании и настройке фазоинвертора являются причиной того, что акустическая система ‘бубнит’ или же бас ‘размазан’.

Изобарическая конструкция корпуса представляет собой короб, в котором установлены два идентичных динамика. Эта конструкция основана на идее наличия постоянного давления воздуха между мембранами двух динамиков. В результате два акустически связанных динамика функционируют как один динамик.

Преимущество этой конструкции состоит в экономии объема короба. Недостатком данной конструкции является то, что при наличии двух звуковых катушек фактически рабочей остается только одна мембрана. Общая отдача изобарического сабвуфера примерно на 3 дБ меньше, чем у остальных сабвуферов при одинаковой входной мощности. Конструктивно пара динамиков располагается внутри корпуса на одной оси, мембрана к мембране, магнит к магниту или магнит к мембране.

Bandpass корпусы представляют из себя две камеры между которыми монтируется динамик. Одна из камер является герметичной, а вторая камера фазоинверсной.

Данная конструкция обеспечивает очень качественный низкий бас по сравнению с другим сабвуферами, что делает их очень популярными на рынке автомобильных аудиосистем. Однако акустическая отдача их сравнительно низка. При конструировании bandpass коробов следует учитывать эту зависимость между частотной характеристикой и звуковым давлением, которое развивает корпус. Чем ниже и лучше бас, тем ниже акустическая отдача и мощность сабвуфера. И наоборот, чем мощнее bandpass сабвуфер, тем выше и хуже бас он выдает.

Недостатком данного типа корпуса является высокая сложность расчетов и относительно большие размеры по сравнению с герметичными или фазоинверсными корпусами.

Источник: real-avto.com

Материал для корпуса сабвуфера. Что лучше?

Опции темы
Поиск по теме

Материал для корпуса сабвуфера. Что лучше?

Готовлюсь к самостоятельному изготовлению ящика под саб. Занимаюсь этим в первый раз, поэтому опыта пока что нету )
Делать буду закрытый ящик. С расчетом ящика вроде разобрался, с объемом определился. Но поиск на просторах интернета не дал однозначного ответа-из какого материала лучше собирать ящик? В разных источниках все написано абсолютно по разному.

Так все же, что лучше: фанера, МДФ, ДСП?

Самый лучший материал – корабельная ламинированная фанера,найти можно на стройках где монолиты льют – из неё опалубку делают,она влагоустойчивая и очень жесткая,можно по строительным поискать но дорогая она относительно.Один из сабов из неё делал ,выглядит примерно вот так

МДФ потолще и все. На крайняк в 2 слоя ДСП, между слоями вибру проложить и саморезов побольше. Я делал из 1 слоя ДСП, лицевая в 2 слоя. Ящик ЗЯ на 20 литров. Норм играет

1. МДФ.
2. ДСП.
3. Фанера.
Для ЗЯ, к тому же небольшого объёма, требования к жёсткости максимальные.

То есть МДФ все же предпочтительнее? Да, объем небольшой, литров 20.

На тему увеличения жесткости: какая конструкция буде жестче, со стенками, скрученными через бруски:

или с треугольными распорками?

Или вообще есть смысл скомбинировать и то и другое? ))

Американцы практически все делают из МДФ, почему-то фанеры у них в работах вообще невстречал. МДФ очень легко обрабатыватся
Некоторые производители сабов рекомендуют фанеру из русской березы.
ДСП тоже отличный материал для саба, только подвержен влаге и может крошится при обработке.
По мне, так главное здесь не выбор материала, а не пожалеть с толщиной, и на больших площадях ставить распорки.
Для ЗЯ 20 литров – любой из вышеперечисленных материалов, толщиной не меньше 18 мм. Но лучше – больше. И двойная стенка, где установлен динамик.

Последний раз редактировалось Стерео_тип; 11.03.2012 в 11:02 .

На тему увеличения жесткости: какая конструкция буде жестче, со стенками, скрученными через бруски:

или с треугольными распорками?

Или вообще есть смысл скомбинировать и то и другое? ))

С треугольными распорками, т.к. они будут препятствовать “раздутию” ящика.

Источник: forums.drom.ru