Крайнее положение на проезжей части это

Крайнее положение на проезжей части

Последнее обновление: 27.03.2020
Комментариев нет

Вопрос: Двигаюсь по однополосной дороге, приближаюсь к перекрестку, совершаю маневр направо. Происходит столкновение с другим автомобилем, пытавшимся пойти на опережение справа от меня. Вопрос: чья вина в ДТП?

Ответ. Из вопроса неясно, что автор понимает под «однополосной дорогой». То ли это двухполосная дорога без разметки посередине (количество полос определяется визуально), то ли это действительно дорога шириной в одну полосу с односторонним движением. Но суть не в этом.

Причина ДТП в том, что автор вопроса перед поворотом направо не занял крайнее положение на проезжей части.

В одной из предыдущих статей разбирался вопрос: можно ли на дороге без разметки, на которой отсутствуют знаки, определяющие направление движения по полосам (5.15.1 и 5.15.2), повернуть налево из правого ряда? Там, собственно, и был дан ответ на поставленный вопрос.

Но что общего между этими двумя вопросами? – это требование пункта 8.5 ПДД перед поворотом (разворотом) занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. Количество полос на дороге здесь не причем.

Крайнее положение на проезжей части – это такое, чтобы между бортом автомобиля и краем проезжей части не смог разместиться даже велосипед (представьте себе его габариты по ширине, и сколько ему требуется места).

Соответственно, для поворота направо, Правила требуют «прижаться» к правому краю проезжей части, для поворота налево на двухполосных дорогах – «прижаться» к середине дороги; на дорогах с односторонним движением – «прижаться» к левому краю проезжей части.

Разумеется, не нужно ехать совсем впритирку, следует «прижаться», опираясь на здравый смысл, одновременно контролируя взглядом (поворотом головы) сторону, в которую осуществляется поворот. Нужно помнить, что сзади могут появиться и велосипедист, и мотоциклист.

Если представить себе ситуацию, описанную в вопросе, где автор указал, что второй автомобиль пошел на опережение справа!, то становится ясно, что поворот направо был произведен НЕ из крайнего правого положения (справа целиком поместился автомобиль), что и послужило причиной столкновения. Ну а юридический виновник всегда тот, кто нарушил Правила.

Хотя, вопрос выявления виновника ДТП должен решаться непосредственно на месте происшествия, потому что любая мелочь может оказаться важной. Дистанционно этот вопрос возможно решить только при наличии достаточного количества материала (фотоснимки, запись регистратора и пр.).

Соблюдение Правил не гарантирует безопасность, поэтому, кроме выполнения предписанных требований, еще нужно постоянно следить за изменением ситуации вокруг автомобиля, а перед поворотами активно «крутить» головой по сторонам.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 27.03.2020

Источник: avtonauka.ru

Пункт 8.5 ПДД – поворот и круговое движение

В действующих Правилах есть как незаконные противоречия, так и вполне законные исключения. В пункте 8.5 ПДД РФ такие также есть. В целом, норма регламентирует, как правильно поворачивать и разворачиваться на дороге. Но понимать её нужно правильно, особенно, если речь идёт о перекрёстках с круговым движением. Ниже мы разъясним и расшифруем комментарии в картинках к п. 8.5 Правил, представим судебную практику и укажем, какие статьи штрафов применяются за это нарушение.

Официальная трактовка на 2020 год

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю

В данной редакции официальный текст пункта 8.5 действует ещё с 2001 года. В 2005 году текст изменился только для приведения в соответствие с переменой номеров знаков – вместо 5.8.1/2 им присвоили номера соответственно 5.15.1/2.

Комментарии и разъяснения к пункту 8.5 ПДД

Первый абзац по части стандартных поворотов и разворотов не должен вызывать трудностей для водителей:

  • если собираетесь повернуть направо, нужно занять крайнее положение справа,
  • если нужно повернуть налево или развернуться, то 8.5 ПДД предписывает перестроиться максимально влево перед манёвром.

Но всё же есть в нём недосказанность.

Итак, речь идёт об обязанности занять крайнее положение перед соответствующим манёвром. При этом, определения крайнего положения нет. Например, вот такая иллюстрация:

Большинство автолюбителей будет согласно в тем, что водитель зелёного автомобиля занял крайнее правое положение перед поворотом направо. То есть выполнил предписание пункта 8.5 ПДД РФ полностью.

Но всё это вполне себе относительно! Потому что есть ещё пункт 9.10 Правил, говорящий о том, что количество рядов для движения определяется с учётом габаритов транспортных средств. И это в некоторой степени коррелирует с п. 8.5. Вот так станет намного понятнее, о чём идёт речь:

Читайте также:  Киа церато замена топливного фильтра видео

Как видим, хотя водитель зелёного авто и поворачивает с крайней правой полосы направо, всё же, если справа ещё осталось свободное место, достаточное для того, кто (велосипедист) также собирается ехать через перекрёсток, и ему это разрешено по ПДД, то крайнее положение не занято.

Аналогично и для поворотов налево и разворотов.

Обратите также внимание, что пункт 8.5 ПДД в случае левого поворота или разворота не обязывает водителя по завершении манёвра оказываться только в левой полосе – речь идёт о занятии крайнего положения только перед манёвром. А вот при повороте направо при наличии объективной возможности водитель должен держаться как можно правее – это предписывает соседствующий пункт 8.6 Правил.

Круговое движение

И здесь стандартное действие п. 8.5 заканчивается и начинается особое правило для движения по кругу. Дело в том, что круговое движение – это исключение в 8.5 ПДД. И большая проблема на российских дорогах заключается в том, что более половины водителей неправильно ездят по таким перекрёсткам по части правил расположения при маневрировании.

Объясним! Непосредственно официальный текст пункта говорит о том, что круг – это перекрёсток, на котором организовано круговое движение. Это значит, что пока мы движемся по такому перекрёстку, мы обязаны руководствоваться тем же крайним положением, и при выезде именно с кругового движения нужно занять крайнее положение.

Так как это движение, то именно выезд с круга образует манёвр, и 8.5 требует, чтобы мы заняли крайнее положение при манёвре. В России на всех таких перекрёстках движение организовано против часовой стрелки. То есть:

  • когда мы въезжаем на круговое движение, то поворачиваем направо, и п. 8.5 ПДД РФ как исключение разрешает нам въезжать с любой полосы (или ряда) – и это логично, ведь налево на круге повернуть нельзя, так как мы будем двигаться уже во встречном направлении,
  • если мы решили выехать с круга, то это уже поворот направо, а 8.5 исключает лишь въезд на круг, поэтому при выезде нам нужно занять крайнее положение – правое.

Вот так выглядит правильное круговое движение с разметкой:

Как вы можете увидеть из иллюстрации выше, все водители, кроме красного автомобиля, правильно выполняют манёвр. Красный же поворачивает из второй полосы направо. Да, зелёный делает аналогичное движение, но зелёному это разрешено исключением в пункте 8.5 Правил.

Гораздо менее очевидно нарушение у красного в том случае, если на круге нет разметки:

На схеме выше все те же нарушения 8.5, отличие лишь в отсутствии линий.

Но ещё менее очевидным нарушение выглядит, когда круг не похож на самого себя, вот так:

Хорошая новость заключается в том, что чаще всего на таких перекрёстках есть соответствующая разметка. Плохая – в том, что на некоторых кругах такой разметки нет, а большинство водителей не умеют ездить по Правилам через круговое движение. Как следствие, ДТП. Поэтому здесь наиболее важно включать правило “уступи дорогу дураку”.

Также обратите внимание на то, что при въезде на круг вы обязаны уступить дорогу всем, кто уже на нём – 13.11(1) ПДД. А ещё при его проезде нужно 2 раза включать правые поворотники: при въезде на круг, и при съезде с него. Левый при движении по нему включать не требуется.

Трамвайные пути

И не стоит обделять вниманием второй абзац пункта 8.5 ПДД России. Он регулирует порядок поворота налево и разворота при наличии трамвайных путей. И это тоже тот случай, когда многие автолюбители не в курсе Правил 2020 года.

Но на самом деле, всё достаточно просто:

  • если есть разметка и/или знаки движения по полосам, то поворот только с полосы проезжей части, с трамвайных путей 8.5 поворачивать запрещает:
  • если таковых нет, то только с трамвайных путей, запрещено совершать манёвр из полосы (как это делает автомобиль Лада Гранта на рисунке ниже):

При этом, в последнем случае нельзя создавать помех трамваю. Вот только что делать, если вы встали в этом случае в ожидании зелёного сигнала светофора, ждёте уже минуту, как сзади приблизился трамвай, ПДД не разъясняют.

Штраф за нарушение 8.5

За нарушение пункта 8.5 ПДД РФ вас ждёт небольшое наказание по части 1.1 статьи 12.14 КоАП. И норма подразумевает на выбор инспектора ГИБДД 2 вида ответственности:

  • предупреждение,
  • штраф 500 рублей.

В случае назначения финансовой санкции её можно оплатить со скидкой 50% в течение 20 дней с даты вынесения постановления. Других мер в отношении нарушения 8.5 в 2020 году не предусматривается – ни штрафстоянки, ни запрещения эксплуатации, ни иных.

Судебная практика

  • Простое решение Вологодского суда на жалобу автолюбителя, который поворачивал налево из средней полосы из 3, полагая, что так можно по ПДД.
  • Орловский суд оставил без изменения постановление мирового суда о незанятии водителем крайнего положения при повороте направо из-за того, что справа стояли другие машины. При этом, одна из них начала движение, и произошло ДТП.
  • Курский суд даёт интересное толкование термину “заблаговременности” занятия крайнего положения.
Читайте также:  Чем вывести пятна от масла на одежде





Источник: tonkostipdd.ru

Пункт 8.5 ПДД РФ

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

Комментарии по пункту 8.5

Въезжать на перекресток с круговым движением разрешено с любой полосы, а во всех остальных случаях водитель должен заблаговременно перестроиться крайнее положение на проезжей части — правое или левое — в зависимости от того, в какую сторону он поворачивает. Слово «заблаговременно» подразумевает, что в крайнем положении транспортное средство должно находиться до начала выполнения маневра.

Как правило, понятие «крайнее положение» на проезжей части совпадает с понятием «крайняя полоса». Исключением является случай поворота направо или налево (если на дороге организовано одностороннее движение транспортных средств), когда соответствующая полоса движения занята транспортными средствами, поставленными на стоянку или остановку.

В крайней полосе нередко могут уместиться два автомобиля или три-четыре мотоцикла. Поэтому перед поворотом надо занять такое положение, которое однозначно пояснит всем окружающим ваши намерения. Тогда ни у кого не возникнет желания залезть в щель между вашей машиной и тротуаром (при повороте направо) или разделительной полосой (при повороте налево и развороте).

В контексте требований п. 8-5 Правил:

при разрешенном маневре из нескольких полос занимать крайнее положение на других полосах движения не обязательно;
при выполнении поворота налево и разворота транспортное средство не должно создавать помех трамваю;
при отсутствии слева трамвайных путей и двустороннем движении транспортное средство для поворота налево или разворота должно находиться в исходном положении непосредственно у линии продольной разметки, разделяющей встречные транспортные потоки. При отсутствии разметки крайнее левое положение определяется условной осевой линией проезжей части. Если проезжая часть разделена продольной разметкой на три полосы движения, то эти маневры выполняются со средней полосы.
при наличии слева трамвайных путей попутного направления, которые расположены на одном уровне с проезжей частью (а не на отделенном от нее бордюрным камнем или иным способом полотне), поворот налево или разворот должны выполняться с них. Данное указание Правил не действует, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 предписан иной порядок движения (см. разметку 1.18).
Стоит также заметить, что при повороте налево (или развороте) приоритет в движении принадлежит трамваю. Водители безрельсовых транспортных средств не должны создавать ему помех и при его приближении обязаны освободить пути.

Советы по пункту 8.5

запомните: на перекрестки, где организовано круговое движение, въезжать можно из любого положения, а выезжать — только из крайнего правого положения (по смыслу п. 8-5 Правил перекресток с круговым движением представляет собой проезжую часть одностороннего движения, к которой справа примыкает ряд дорог с двусторонним движением);
пункт 8.5 в представленном виде существует относительно недавно и многие водители с большим стажем могут и не знать о произошедших в ПДД изменениях, поэтому, приближаясь к перекресткам, особенно важно прогнозировать возможное поведение водителей соседних автомобилей.

Наказания и штрафы по пункту 8.5

Остановившись на трамвайных путях и создав помеху трамваю, водитель синего автомобиля подпадает под действие части 1 статьи 12.17 КоАП РФ, в соответствии с которой его ждет предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей.

Задача по пункту 8.5

Кто из водителей правильно остановился в ожидании стрелки в дополнительной секции светофора?

1 – водитель синего автомобиля
2 – водитель красного автомобиля
3 – оба правильно
4 – оба неправильно

Решение :: Согласно требованиям пункта 8.5 Правил при наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. Отдельно оговаривается, что не должно создаваться помех трамваю.

Источник: pdd-check.ru

8.5 Требования правил перед совершением маневров поворот или разворот

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

Читайте также:  Какие реактивные тяги поставить на ваз 2107

Текст в Конвенции о дорожном движении:

1. Перед поворотом направо или налево для выезда на другую дорогу или для въезда в придорожное владение водитель должен, не нарушая положений пункта 1 статьи 7 и статьи 14 настоящей Конвенции. a) Если он намерен выехать с дороги со стороны, соответствующей направлению движения, — приблизиться, насколько это возможно, к краю проезжей части дороги, соответствующему этому направлению, и затем выполнить возможно более короткий маневр;

1. Если рельсовый путь проходит по проезжей части дороги, каждый пользователь дороги должен при приближении трамвая или другого рельсового транспортного средства возможно быстрее освободить путь, чтобы пропустить рельсовое транспортное средство. 2. B отношении движения рельсовых транспортных средств по автомобильным дорогам, встречного разъезда с этими транспортными средствами или их обгона Договаривающиеся стороны или их территориальные подразделения могут принимать специальные правила, отличающиеся от предусмотренных настоящей главой. Однако Договаривающиеся стороны или их территориальные подразделения не могут принимать положений, противоречащих положениям пункта 7 статьи 18 настоящей Конвенции*(31).

Пункт Правил регулирует действия водителя перед совершением поворота или разворота. Обратить внимание нужно, что требуется занять крайнее положение на проезжей части, а не соответствующую полосу. Это обусловлено тем, что в пределах одной полосы возможно движение более чем в один ряд (например, мотоциклов). Таким образом, перед совершением маневра положение транспортного средства должно быть максимально крайним, чтобы исключить возможность одновременного движения прямо и движения по направлению поворота или разворота.

Исключение составляет выезд на перекресток с круговым движением, так как при этом всегда совершается поворот направо и других направлений движения быть не может.

Перед поворотом возможна организация особого режима движения, когда маневр допускается выполнять из нескольких полос, в этом случае следует занимать крайнее положение в пределах полосы, из которой разрешено движение в соответствующем направлении.

Трамвайные пути

Если слева на одном уровне с проезжей частью расположены трамвайные пути, поворот налево или разворот должен осуществляться с них. Правила не уточняют, как именно должно располагаться транспортное средство на трамвайных путях. Положение не должно мешать движению по попутной полосе и встречному трамваю. При выезде и движении по трамвайным путям не должно создаваться помех трамваям.

Запрещено выезжать на трамвайные пути, если движение через перекресток регулируется знаками

Источник: ruspdd.ru

Разрешенный поворот не из крайнего положения.

Итак, начнем перечислять доводы ЗА поворот не из крайнего положения

Здавый смысл при установке дорожных знаков

рис.1 рис.2

Если же поворачивать по всем трем полосами (рис.3 и рис.4), то дорожная обстановка значительно улучшается, поскольку нет необходимости всем трем рядам перестраиваться в одну полосу чтобы проехать перекресток в нужном направлении.

рис.3 рис.4

Однако такой проезд перекрестка будет безопасен только в том случае, когда меньшая часть водителей, которым нужно проехать в прямом направлении, не по направлению главной дороги, будут занимать для этого противоположную крайнюю полосу. Так, если направление главной дорогу налево, то при проезде перекрестка в прямом направлении или при повороте направо водителям необходимо занимать крайнюю правую полосу, а при направлении главной дороги направо соответственно крайнюю левую полосу. При такой организации движения обеспечивается и безопасность движения, поскольку траектории движения автомобилей при проезде перекрестка не пересекаются и в то же время увеличивается пропускная способность перекрестка.

А если на перекрестке присутствуют еще и трамвайные пути попутного направления, расположенные на одном уровне с проезжей частью, которые располагаются по направлению главной дороги, то придется перестраиваться на них для для продолжения движения по направлению главной дороги, что может быть даже опасным (рис.5).

рис.5

Соблюдение ПДД влечет создание заторов на доогах

Если считать что перед любым поворотом нужно занимать крайнее положение на проезжей части, то как же проезжать такие перекрестки (рис.6 и рис.7)?

рис.6 рис.7

Что обозначает темин “поворот”

Рассмотрим приведенный пример перекрестка (рис.8).

рис.8

Если углы А и Б составляют 90, 80, 70 градусов то никто не будет оспаривать что это поворот направо и налево, а если один из улов поворота будет незначительным, к примеру 5 градусов. То кто то из водителей, при проезде перекрестка в направлении с поворотом в 5 градусов, будет считать что едет прямо, не меняя направления движения, а другие будут считать что поворачивают направо или налево. Отсюда вопрос. Где эта тонкая грань, между поворотом и движением в прямом направлении? Соответственно разное понимание дорожной обстановки разными водителями ведет к затруднению движения или даже созданию аварийных ситуаций.

Вопрос:
Обязаны ли Вы в данной ситуации подать сигнал правого поворота?

Правильный ответ – 3.

Комментарий к данному вопросу:

Вы намерены произвести разворот на перекрестке. Какие указатели поворота необходимо включить при въезде на перекресток?

Источник: dtp-pdd.ru