Классификация моторных масел и их обозначение
Balbao › Блог › Расшифровка моторного масла (полезная информация)
«Минералка» (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплутационных результатов, что и «синтетика» — оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании — оставляет шлаки в моторе.
«Полусинтетика» (обозначение Semi-Synthetic) — некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».
У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения(дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.
Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.
Расшифровка моторного масла — цифры SAE
Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:
* 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
* 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
* 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
* 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
* 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С
Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
* 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
* 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
* 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
* 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше
Чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.
Расшифровка моторного масла — цифры API
Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)- обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.
Обозначения API для бензиновых моторов:
* SC — автомобили, разработки до 1964 годов
* SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов
* SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов
* SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов
* SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
* SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
* SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
* SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
* SM — автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению
При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует — масло может оказаться слишком уж агрессивным.
Обозначения API для дизельных моторов:
* CB — автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
* CC — автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
* CD — автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
* CE — автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
* CF — автомобили с 1990 г., с турбиной
* CG-4 — автомобили с 1994 г., с турбиной
* CH-4 — автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
* CI-4 — современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
* CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США
В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра — тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.
Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API. Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL. Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.
Видео: все ли моторные масла одинаковые?
Посмотрите видео о выборе и замене машинного масла.
Источник: www.drive2.ru
Классификация и стандарты моторных масел
Зная классы и стандарты моторных автомасел, водитель всегда будет выбирать правильную рабочую жидкость для своего автомобиля. Сегодня на автомобильном рынке фирмы предлагают огромный выбор моторных масел. Чтобы не переплачивать и не покупать бесполезные товары для вашего авто, стоит разобраться, что собой представляет классификация моторных масел и на какие категории она делится. Для каждого двигателя смазка подбирается по двум основным критериям:
Вязкость по SAE
по сертификации API (США) или ACEA (Европа) – уровень эксплуатационных характеристик.
Прочитав данный материал, вы будете знать, из чего состоит моторное масло, какие присадки добавляются в смазку и как правильно выбирать рабочую жидкость для вашего автомобиля по спецификации.
Моторное масло и присадки – определения и виды
Любое современное масло включает в себя присадки и масляную базу (основу). Масло, содержащее базу на химическом синтезе, называется синтетическим. Минеральная жидкость имеет основу из нефти. Смешивание синтетических и минеральных основ в разных пропорциях приводит к созданию их симбиоза – полусинтетической рабочей жидкости.
База изначально обладает эксплуатационными и смазочными характеристиками, но современный двигатель никогда не будет работать только на их основе. Для обеспечения нужных свойств в автомасла добавляются присадки, которые учитывают срок эксплуатации агрегата и разные режимы работы.
Присадки
Основная задача присадок заключается в изменении синтетической или минеральной основы смазки и добавлении полезных характеристик. Несколько десятков лет назад рабочие жидкости выпускались без присадок, так как двигатели того времени их не требовали. Необходимость появилась с усовершенствованием силовых установок, которые стали отличаться друг от друга и выдавать гораздо больше мощности. На создание рабочей жидкости влияли тип топлива, количество цилиндров, характеристики мощности и т.д. Ведь очевидно, что для «Жигулей» и «Порше» должны быть разные смазки. Их отличие можно заметить по стоимости и качеству.
На сегодняшний день существует огромное количество присадок, ниже приведены самые распространенные их виды:
- противокислительные
- загущающие
- противоизносные
- моющие
- антикоррозионные
- депрессорные
- диспергирующие
Это далеко не полный их список, но стандарты требуют использования данных присадок практически в любом двигателе. К примеру, при функционировании дизельного агрегата появляется большое количество углеродистых отложений, поэтому рабочая жидкость должна обладать повышенными диспергирующими и моющими свойствами. Если говорить о моторах с турбонаддувом, то его должны промывать смазки с повышенной сопротивляемостью к окислению и устойчивостью к температурам.
Перед тем как выпустить машину в продажу, каждый производитель рассчитывает и проверяет, какое масло подходит для двигателя. В автомобильном паспорте присутствует эта информация, поэтому. Также стоит ознакомиться с данными об межсервисных интервалах.
Иногда нам приходится использовать рабочие жидкости от разных фирм. Для примера можно взять экстренную ситуацию, когда подходящего масла с собой нет, а индикация сообщает, что уровень смазки упал. После смешивания мотор необходимо тщательно промыть специальным маслом, которое так и называется – промывочное. Несколько минут агрегат должен проработать на нем, чтобы удалить лишние присадки и остатки масляных основ.
Если этого не сделать, то активные вещества могут навредить работе всей силовой установке и даже вывести её из строя. Их соединение может привести к повышению вязкости, появлению отложений или к вспениванию. Все эти процессы негативно влияют на работу мотора.
API — категории, обозначения, таблицы
Классификация моторных масел по API сегодня является наиболее используемой. Названа она в честь Американского Института Нефтепродуктов (API), который разработал систему спецификации. С её помощью можно подобрать тип смазки с учетом типа мотора и его возраста. Спецификация API также известна как классификация по качеству. Такое название API получила за счет того, что современные моторы становятся более легкими, мощными и требовательными. Производители масел должны разрабатывать новые присадки.
За годы существования API классификация множество раз дополнялась из-за увеличения эксплуатационной характеристики и условий использования. Но принцип остался прежним – и сегодня рабочие жидкости делятся на две категории:
«S» — в эту категорию (Service) входят смазки для 4-тактных бензиновых агрегатов;
«C» — масло с таким обозначением покупают владельцы авто с дизельным агрегатом, так класс подходит для сельскохозяйственной техники.
В зависимости от эксплуатационной характеристики, создатели спецификации решили разделить категорию бензиновых моторов на девять классов, а дизельную «C» — на десять. Масла для дизельных двигателей также маркируются и цифрой, которая говорит, к какому виду дизеля относится смазка – к 4- или к 2-тактному.
Более легкое восприятие обеспечит эта таблица:
При покупке масла рекомендуется обращать внимание на самый последний класс из этой спецификации. Для легкового автомобиля подходят жидкости не ниже SN или SM класса. SM и SN указаны практических во всех книгах по эксплуатации, так как эти классы снижают расход смазки на угар и выдают повышенные характеристики мотора.
Также существуют универсальные масла, которые предназначены для заливания и в дизельные, и в бензиновые силовые установки. Эти виды получили двойную маркировку. Для примера можно взять SJ/SF, SF/CC, SG/CD и другие.
Классификация автомасел по АСЕА
Помимо американской спецификации API, существует европейская маркировка автомасел под названием АСЕА – ассоциация европейских автомобильных производителей. Эти стандарты были приняты вместо спецификации ССМС, которая использовалась на их авто до 1995 года. Требования спецификации АСЕА схожи с API. Автомобилисту полезно знать оба варианта. VW, MAN, Fiat, BMW, DAF, Rolls-Royce, Porsche, Volvo – вот некоторые компании, которые входят в объединение АСЕА.
В европейскую АСЕА входят три класса автомобильных моторных масел – А, В, Е. Для каждого класса предусмотрено несколько категорий, которые обозначаются арабскими цифрами. Следующей цифрой будет год введения данного класса в работу. Иногда производитель пишет последнее издание этих норм. Итак, классы современных моторных масел:
А – бензиновые мотора (А1, А2, А3 и А5);
В – дизельные агрегаты для грузовых и легковых машин малой мощности (В1, В2, В3, В4 и В5);
Е – дизельные двигатели для автомобилей с высокой мощности (Е1, Е2, Е3, Е4, Е5 и Е7).
Как видите, классы АСЕА моторных масел содержат и цифры, которые обозначают уровень требований. Чем выше цифра, тем больше требования к смазке. Только А1 и В1 являются исключением из правила – их решили отнести к рабочим жидкостям, обладающим низким показателем вязкости.
Классификация по вязкости
Помимо спецификации API или ACEA, масла классифицируются и по вязкости – по SAE. Основным показателем любой смазки по SAE является вязкость, а также её изменение при различной температуре (нагрузка в силовой установке, показатели при холодном пуске, эксплуатация в летнее время при высокой температуре).
По вязкости SAE рабочие жидкости делятся следующим образом:
пять летних категорий вязкости (20, 30, 40, 50 и 60);
шесть зимних категорий (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W).
Чем больше число стоит перед буквой W, тем выше показатель вязкости у данной рабочей жидкости. Но чаще всего вы покупаете всесезонные автомасла, которые можно сразу отличить по сдвоенному номеру SAE – один показывает класс вязкости при эксплуатации в летний период при повышенной температуре, а второе обозначение гарантирует сохранение вязкости при морозах.
В зависимости от конструкции, мощности мотора, диапазоны температуры и вязкости по SAE существенно отличаются, поэтому к этому показателю нужно относиться серьезно. Обозначение SAE также узлов, которые занимаются обеспечением исправной работы силовой установки. В книжке по эксплуатации и обслуживанью вашего автомобиля указано, какие виды масел по SAE подходят для двигателя.
Подбираем смазку правильно
Мы разобрались в допусках автомобильных моторных масел, но подбор подходящей жидкости зависит и от срока эксплуатации. Это указано и в обозначениях классификаций. Ниже мы приведем основные рекомендации:
если пробег машины еще не достиг 25% от планового ресурса (установка нового мотора), то лучшим выбором будут масла классов 10W30, 5W30;
при пробеге 25-75% от планово ресурса рекомендуется зимой использовать смазки 5W30 или более устойчивую 10W30, летом – SAE 15W40, 10W40, идеальный всесезонный вариант – это SAE 5W40.
если пробег больше 75%, то зимой нужно брать SAE 10W40 и SAE 5W40, летом подойдут 15W40 или 20W40, при предпочтении всесезонных смазок стоит купить SAE 5W40.
Подводим итоги
Как видите, аспектов у допусков автомобильных моторных масел очень много. Зато вы теперь понимаете, что означает маркировка моторных масел для дизельных и бензиновых силовых агрегатов. Эти знания, несомненно, пригодятся вам, ведь придя в любой автомобильный магазин, вы увидите огромное количество автомасел. Теперь вы можете понять их обозначение отличить по вязкости, допустимой температуре, пробегу и т.д.
Многие автомобилисты не хотят вникать в таблицы и определения, ведь всегда можно приехать в официальный автосервис и получить там оригинальное моторное масло. В качестве автомасел от производителя сомневаться не приходится, но далеко не все водители знают, что такие жидкости больше подходят для новых авто.
Источник: oilinmotor.ru
Актуальная классификация и обозначение для популярных моторных масел
Разнообразие моторных масел может на первых порах сбить с толка начинающих автомобилистов. Большое количество мировых брендов предлагает разноплановые продукты, указывая маркировку, рассчитанную по одной из общепринятых методик. Классификаторы разрабатывались в разных странах мира, поэтому прежде чем использовать одну из марок масел, необходимо уточнить, подойдёт ли такая смазка для конкретного автомобиля.
Какова роль масла в автомобиле
Основной задачей моторных масел является снижение трения между сопрягаемыми поверхностями поршневой системы и коленвалом. Это позволяет существенно продлить ресурс ДВС и избавиться от выработки на трущихся элементах.
Стоит знать, что смазывающая жидкость выполняет ещё несколько дополнительных функций, возложенных на неё производителем:
- благодаря жидкой смазке отводятся загрязнения и мелкая стружка от деталей;
- происходит частичный отвод тепла, что минимизирует термодеформации;
- современное масло имеет в составе специальные присадки, которые продлевают ресурс металлических элементов;
- осуществляется защита от коррозии, так как масляная пленка обволакивает поверхность и препятствует образованию окислений.
Трущиеся поверхности не могут длительное время существовать без масла, так как потеряют геометрические свойства, узел станет перегреваться и в итоге заклинит. Мировые производители выпускают различные типы жидких смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации в разных условиях.
Некоторые марки продукта подойдут для новых, непритёртых моторов, а некоторые будут актуальны для ДВС с большим износом. Прежде чем выбирать, какой тип масла заливать, необходимо ознакомиться с его характеристиками, указанными производителем.
Как классифицируются моторные масла
Чтобы максимально эффективно использовать характеристики смазок, производители насыщают их дополнительными компонентами, которые называются присадками. Эти вещества отвечают за стабильность образуемой пленки, поддерживают вязкость, обеспечивают очистку мотора и защищают от коррозии. Основой для всего служат применяемые виды масел:
- синтетический;
- минеральный;
- полусинтетический.
Если на упаковке есть обозначение «Минеральное», то это значит, что продукт изготовлен из нефти. Ценник на подобные товары относительно невысокий, но в классификации такие моторные масла в холода по вязкости отстают от более прогрессивных марок. При снижении окружающей температуры они быстро густеют, угорают, окисляются и стареют. Практика подсказывает, что их необходимо чаще менять.
Преимуществом минерального продукта является возможность формировать более толстую плёнку на металлических поверхностях. Это позволяет быть востребованными в машинах с большим пробегом, где имеются какие-то зазоры или износы.
Синтетические продукты делятся на «гидрокрекинг» и «ПАО-синтетика». Оба типа отличаются низкой вязкостью. Первый вариант несколько дешевле при производстве и оказывается менее качественным. В его основе нефтяные продукты, которые за счёт определённой технологии приближаются к качеству ПАО масел.
Более трудоёмкая технология производства полиальфаолефинов (в англ. PAO или в рус. ПАО). Вещество приводят к однородным молекулярным составам, избавляясь от серы и металлов. Они хорошо переносят перепады холода и тепла. Температура застывания у них приближается к 60 градусам холода. Плюсом является хорошая сопротивляемость к окислению и старению.
Основной классификацией современных моторных масел по системе SAE является их различие по вязкости в зависимости от сезонного изменения температуры. Принято выделять три типа смазочных моторных жидкостей, согласно САЕ:
В обозначениях зимних смазок принимает участие знак «W», например, 5W или 10W. Во время положительной температуры окружающего воздуха не рекомендуется применять данный продукт, так как он из-за малой вязкости не формирует смазывающий слой на поверхности.
Летние марки обозначаются лишь цифрой без букв, например «5» или «10». Чем она больше, тем выше вязкость. Для зимы они не подходят, так как при отрицательных температурах их текучесть существенно снижается.
Более популярными являются всесезонные масла. Они эффективно работают как в жару, так и в мороз.
Среди смазок, изготовленных согласно маркировке масел по API, встречаются продукты для дизельных ДВС с указанием «c» и для бензиновых ДВС с указанием «s». С 2010 года введен класс АПИ «SN» для бензиновых моторов. До этого были sf, sg, sh, sj, sl, sm. C того же года введена марка масла cj-4 для дизелей. Ей предшествовали ce, cf, cf-2, cf-4, ch-4, ci-4. Расшифровка дополнительных цифр проста – двойка и четвёрка указывают на тактность моторов.
Европейский Союз сформировал собственную классификацию, в которой есть категории масел для ДВС. По АСЕА есть собственное деление на бензиновые и дизельные смазки. Они дифференцируются такими литерами:
- А/В – для бензиновых или дизельных моторов легковушек, фургонов и микроавтобусов, например, А1/В1-12 или А5/В5-12.
- С – актуально лишь для дизельных и бензиновых движков с каталитическим конвертером (С1-12 или С4-12);
- Е – используется грузовиками с дизельными ДВС (Е4-12, Е9-12).
В классификации выпускаемых моторных масел по системе ACEA используется номер издания или обновления требований. Также присутствует год введения в эксплуатацию.
ILSAC
Данная сертификация разработана для двигателей, выпускаемых на японских или американских машинах. Сертификацией по стандарту занимается Международный комитет. Такие масла часто сертифицируются вместе с продуктами по API.
Наиболее популярными среди водителей являются категории ILSAC GF-1, GF-2, GF-3, GF-4, GF-5, а группа ILSAC GF-6 является новой. Плюсами смазок являются экономия топлива, малая испаряемость, стойкость к вспениванию, защита от токсичных газов.
По государственному стандарту 17479.1-85 есть деление на группы по действующим свойствам и по кинематической вязкости. Действующий на территории России и таможенного союза ГОСТ предполагает такие классы:
- Для зимнего периода – 3, 4, 5, 6.
- Для летнего периода – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24.
- Универсальные 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 6/16 (зима/лето).
Уровень вязкости растет с указанным значением. Аналогами популярных марок по SAE 5W-20, 15W-30, 20W-40 являются маркировки 3з/8, 5з/12, 6з/14.
На что влияет неправильный выбор моторного масла
В составе большинства масел присутствует от 10 до 30% присадок и полимеров. Нанести серьёзный вред не тем маслом вряд ли удастся. Однако такая жидкость с несоответствующей вязкостью не будет выполнять возложенных на неё функций при экстремальных условиях работы.
Малая (недостаточная) вязкость определяется стуком кулачков, низким давлением в системе. Повысится износ гидрокомпенсаторов. Если жидкость чрезмерно вязкая, то будут вредные отложения, осадки, ускорение химического разрушения. Мотору потребуется больше усилия для работы в подобных обстоятельствах.
Источник: vibormasla.ru
Классификация масел по SAE
Автовладельцам и пользователям иной техники с двигателями внутреннего сгорания следует осознанно подходить к выбору моторного масла. Лучший способ избегать ошибок — усвоить значение маркировки на этикетках канистр и бочек с техмаслами, сообщающей о классе техжидкости по общепринятым классификациям. Одна из них — классификация масел по SAE.
Описание SAE
Существует несколько общеупотребимых всемирных систем классификации моторных масел:
- API — по виду двигателя, зависящему от потребляемого топлива (бензин или ДТ). Утверждена Американским институтом нефти.
- АСЕА — спецификация, разработанная ассоциацией автопроизводителей Европы.
- ILSAC — собственная классификация одноименной всемирной организации по сертификации смазок, в общем аналогичная API.
- SAE — старейшая из классификаций, внедренная впервые в мире — в 1911 году сообществом инженеров-автомобилестроителей США и делящая масла на классы по температурно-плотностным параметрам.
В России масло классифицируют также по ГОСТ, при этом распределение масел по классам-категориям осуществляется исходя одновременно из области применения и вязкостной составляющей совокупности характеристик техжидкостей.
Именно вязкость, или плотность масел в сочетании с температурным диапазоном наиболее важна по сравнению с прочими свойствами.
Притом эксперты настоятельно рекомендуют автолюбителям заливать в двигатель масло той плотности, которая отвечает руководству по эксплуатации авто, предоставленному производителем. Эта жидкость обладает оптимальной тягучестью при изменениях температуры, обеспечивает деталям и другим внутренним поверхностям двигателя защиту и от перегрева, и износа при холодном запуске.
Классификация
Чтобы классифицировать масло всех разновидностей по температурно-плотностным свойствам наилучшим образом, принято различение двух показателей:
- Низкотемпературная плотность (вязкость).
- Высокотемпературная плотность.
Низкотемпературная плотность обозначается комбинацией числа от 0 до 25 с литерой W (англ. Winter — зима) и отражает:
- проворачивание двигателя стартерной системой при определенной температуре ниже нуля по Цельсию;
- прокачиваемость масла в движке при определенном минусовом положении температурного столбика.
Предельный температурный показатель прокачиваемости представляет минимально существующую температуру, при которой насос движка способен выпускать масло в смазывающее устройство. Это значение следует понимать как минимальную температуру, когда мотор запускается в безопасном режиме, то есть без риска выведения техники из эксплуатации.
Наибольшее низкотемпературное проворачивание вычисляется по методическим документам ASTM D5293 на вискозиметрическом приборе CСS. Прокачиваемость — по ASTM D4684 на приборе MRV. Плотность, гарантирующая надлежащее действие смазываемой системы, не может превзойти потолок 60 тыс. мПа*с.
Высокотемпературная плотность обозначается числом от 8 до 60 и является указателем:
- наименьшей и наибольшей кинематической плотности при температуре мотора 100°С;
- наименьшей динамической плотности при 150°С.
Зимних классов вязкости масел насчитывается шесть. Летних — по старой классификации SAE пять (от 20 до 60 с интервалом 10), по новой восемь (добавлены 8, 12 и 16, присваиваемые маловязким жидкостям).
SAE выше 60 – это уже трансмиссионные масла.
В зависимости от низкотемпературной и высокотемпературной плотности по SAE масло бывает:
Соответственно, на этикетке после аббревиатуры SAE указан:
- зимний класс;
- летний класс;
- оба класса, слитно либо через дефис (например, 5W30 либо 10W-40).
Зимние масла по SAE являются более жидкими, чем летние. Их использование гарантирует беспроблемный запуск двигателя при минусовой температуре окружающей среды. Рассчитано на автомобили и разнообразные виды спецтехники, эксплуатируемые в холодном климате. Категорически не годятся для пользования, если температурный столбик поднялся выше нуля, поскольку теряет тягучесть, становясь чересчур жидким и переставая эффективно защищать металлические поверхности от износа.
Летние масла, наоборот, применяются при температуре окружающей среды со знаком «плюс». Их показатели плотности таковы, что при высоких температурных значениях тягучесть отвечает требованиям касательно надлежащей смазки внутренних поверхностей двигателей. Но когда температурный столбик опускается ниже нуля, движок, в который залито летнее масло, перестает запускаться, и смазка требует замены.
Тем очевиднее преимущество всесезонных масел SAE, которые при условии надлежащего качества изготовления и верного подбора к автомобилю (иной технике) уберегают двигатель от преждевременного износа и перегрева одинаково надежно и при холодной, и при теплой / жаркой погоде.
В настоящее время большая часть масел относится к всесезонным, отвечая стандартам по плотности и при высоких, и низких температурах.
Советы потребителю
Для потребителя наиболее важное значение имеет обозначенная на этикетке низкотемпературная плотность, помогающая определить, при какой минусовой температуре лучше всего заливать масло:
- 0W — до -35° (здесь и далее — по Цельсию).
- 5W — до -30°.
- 10W — до -25°.
- 15W — до -20°.
- 20W — до -15°.
Но следует помнить, что выбирать масло только на основании вязкостно-температурных параметров SAE категорически не рекомендуется.
Следует учитывать всю совокупность характеристик:
- типы масел по разновидности исходного сырья для их изготавливания (натуральная нефть, синтетические вещества, сочетание натурального компонента с синтетическими);
- антикоррозийность;
- моющие свойства, означающие эффективность защиты поверхностей от загрязнений;
- минимальные вспениваемость и летучесть;
- отсутствие в составе посторонних примесей.
Подобрать масло к автомобилю (другой технике) при отсутствии рекомендаций производителя помогут советы экспертов и реальные отзывы живых пользователей, опубликованные на заслуживающих доверие интернет-ресурсах.
Источник: pomaslam.ru
Что нужно знать при выборе моторного масла: классификация и обозначения
Значению моторных масел посвящено множество профильных статей. Настоящий материал всесторонне рассматривает имеющие немалое практическое значение вопросы их классификации и обозначения, поскольку основательно разбирается в них лишь незначительная часть водителей. Поэтому это исследование рассчитано на самый широкий круг читателей и, вне сомнения, принесёт им значительную информационную пользу. Так, будут рассмотрены разные аспекты классификации моторных жидкостей по вязкости с учётом общепринятых подходов и стандартов.
Какова роль масла в автомобиле
Как ни парадоксально, внятно, на профессиональном уровне рассказать для чего в автомобиле нужно масло сможет лишь часть автомобилистов. Чётко пересчитать его ключевые функции удастся, пожалуй, лишь единицам. Между тем, знание этих истин необходимо каждому. Исходя из этого, вкратце следует провести экскурс в историю автомобиля.
На первоначальном этапе развития автомобильных моторов в мировой практике роль смазочной жидкости сводилась к тому, чтобы смазывать шейки коленвала, а также отводить продукты износа и излишков тепла. В процессе развития автомобиля система применения данной жидкости совершенствовалась. Оно начало также поступать в ГРМ, реализовали конструкторы и смазку цилиндров.
Нынче моторному маслу по существу отведена важнейшая функция гидравлической жидкости для всех, без исключения, узлов, а также механизмов двигателя внутреннего сгорания. Без него двигатель, по большому счёту, не сможет существовать как функционирующая часть автомашины.
Какой автомобиль бы не взять, без моторного масла он никак не обойдётся, в крайнем случае сможет проработать лишь считанные минуты, после чего неминуемо выйдет из строя. Ведь эта жидкости, являясь смазочной, защищает каждую деталь и каждую трущуюся поверхность от сухого, крайне нежелательного для автомобиля трения. Но и это ещё не всё. Масляная плёнка также надёжно охраняет металлические части от ржавчины, защищает их от внешнего воздействия химических вредных для металла веществ, возникающих в процессе работы двигателя.
Как классифицируются моторные масла
Современная отечественная и зарубежная автомобильная промышленность выпускает множество разных видов моторных масел. Их ассортимент действительно впечатляет. Чтобы спокойно ориентироваться в этом огромном потоке и различать виды масла, страны договорились о единой классификации по разным их параметрам и функциям.
Одной из самых важных при этом является классификация моторных масел по вязкости. В каждом случае есть соответствующее обозначение. Сейчас базовой системой международного формата в такой классификации масел по вязкости безоговорочно признают SAE J1300.
Аббревиатура SAE произошла от первых букв названия организации, которая разработала такую классификацию: это «Society of Automotive Engineers». Согласно этой системе, вязкость моторной жидкости выражают с помощью специальных условных единиц – степеней вязкости. Эта система простая. Так, чем больше по своей величине входящее в формулу вязкости число, тем выше у данного масла его вязкость. На основе классификации рассматривают три основных ряда вязкости моторных масле: зимние, применяющееся, как правило, в холодное время года, а также летние и всесезонные.
Кроме того, моторные жидкости маркируются с учётом температуры использования. Если в маркировке использована буква W, это значит, что оно – зимнее, т. к. «Winter» в переводе значит «зима». Зато летние масла обозначаются только цифрой, без каких-либо букв. Всесезонные жидкости маркируются комбинацией из цифр и букв, например: 0W-30, 5W-20 и т. п. К таким маслам есть важное требование: им надо одновременно отвечать критериям как летнего, так и зимнего масла. При этом чем меньше число, стоящее впереди буквы W, тем меньшая вязкость этого масла при низких температурах, легче осуществление холодного пуска двигателя стартером и, соответственно, наоборот.
Аббревиатура SAE позволяет маркировать моторные жидкости по общепризнанным критериям. По величине и виду СAE специалисты получают исчерпывающую информацию о данном виде моторного масла, что важно для правильной эксплуатации автомобиля.
Существует также классификация моторных жидкостей в формате API, являющаяся среди водителей едва ли не самой популярной. Расшифровка аббревиатуры выведет нас на Американский институт топлива, который, собственно, и разработал данную классификацию. С маркой АПИ, чаще всего, связывают качество масла. Она делит весь ассортимент на два вида:
- для бензиновых моторов;
- для дизельных моторов.
Хотя есть масла, которые разрешается применять для обоих видов двигателей. Классификация АПИ устанавливает три эксплуатационных уровня:
- «Service» – маркируется буквой S в сочетании с иными буквами латинского алфавита, например, SN или, скажем, SL;
- «Сommercial» – маркируется, по аналогии, буквой C в паре с иными буквами (например, CF);
- «Еnergy Conferung».
Существует также европейский аналог американской классификации АПИ, который маркируется как аббревиатура ACEA. По европейской маркировке АСЕА редакции 2004 года, например, формула АСЕА А/В означает моторные масла, применяющиеся для бензиновых и дизельных моторов.
ILSAC
Ещё одним распространённым видом ранжировки моторных жидкостей является классификация ilsac, созданная по названию Международного Комитета по Стандартизации и Апробации Моторных Масел. Этот комитет был создан американскими и японскими специалистами с целью ужесточить требования к производству моторных масел. Хотя эта классификация и является самостоятельной, многие считают её своеобразной категорией, подклассом классификации API.
В нашей стране такая классификация осуществлена по линии ГОСТ. В нём чётко обозначены межгосударственные стандарты и обозначения моторных масел.
На что влияет неправильный выбор моторного масла
Отчасти выше уже был затронут этот очень важный практический вопрос. Как финальный вывод, следует подчеркнуть главное: от качества применяемого моторного масла напрямую зависит качество работы двигателя и прочих узлов автомобиля. Запомните! Чем выше качество, тем увереннее чувствует себя мотор, а значит, и сама машина. В конечном итоге от него завис, разумеется, срок эксплуатации машины. Поэтому будьте максимально требовательными при подборе такой жидкости для вашего любимого авто. Удачи!
Источник: drivertip.ru