Как проверить исправность вентилятора
Audi 100 2.0 Е › Бортжурнал › Диагностика работы вентилятора охлаждения двигателя (пособие для чайников)
ВВЕДЕНИЕ
Всем привет! Решил поделиться со всеми своей эпопеей с ремонтом вентилятора охлаждения двигателя.
Прошу прощения за простоту изложения. Я не механик, изложу все так, как понимаю сам.
Недавно столкнулся с проблемой не включения вентилятора охлаждения при достижении температуры охлаждающей жидкости свыше 100 градусов. Помимо этого также может возникнуть другая проблема — вентиляторы не хотят выключаться или включаются сразу после включения зажигания на холодном двигателе. Проблема схожая.
СИСТЕМА РАБОТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ВЕНТИЛЯТОРА ОХЛАЖДЕНИЯ.
Датчик термовключения вентилятора (находится в нижнем левом углу радиатора) при нагревании замыкает цепь с малым током, идущую на разгрузочное реле. Отмечу, что данный датчик разрывает “минус”, идущий к реле. “Плюс” реле берет от замка зажигания и регулируется предохранителем №19 (находится в салоне автомобиля слева в панели приборов). Датчик чаще всего 3-х контактный. Коричневый провод берет “минус” с корпуса автомобиля. Два других провода (полосатые) при замыкании на них контактов в датчике подают “минус” к разгрузочным реле. В зависимости от степени нагревания охлаждающей жидкости, датчик замыкает цепь, идущую к реле № 214 (первая скорость) или цепь, идущую к реле № 217 (вторая скорость). Реле № 272 и датчики температуры, находящиеся на верхнем патрубке системы охлаждения (синий и серый), в управлении вентилятором охлаждения двигателя не участвуют ни коим образом, вопреки всеобщего убеждения. Реле № 272 работает только при выключенном зажигании в режиме афтэкулинга, (этот режим я трогать не буду).
Далее, при получении “минуса” от датчика и “плюса” от замка зажигания, разгрузочное реле замыкает силовые контакты и подает “ПЛЮС” непосредственно на вентилятор охлаждения. “МИНУС” вентилятор берет с корпуса автомобиля (с лонжерона). Силовой “ПЛЮС” реле берет с АКБ под защитой предохранителя на 40А (60А если на радиаторе 2 вентилятора), который находится за декоративной накладкой слева от ноги водителя (хрен найдешь, а если найдешь, хрен доберешься).
Ну в общем-то и все. В зависимости от того, на какое реле от датчика поступит “минус”, такая и включится скорость.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОИСКА ИХ РЕШЕНИЙ.
1) Если вентилятор охлаждения начинает работать сразу после включения зажигания на холодном двигателе, то проблема в 90% случаев в датчике термовключения вентиляторов, находящемся в левом нижнем углу радиатора по ходу движения автомобиля (под толстым патрубком) Скорее всего завис контакт в замкнутом положении. Если при снятии фишки с датчика на включенном зажигании вентилятор работать перестал, датчик под замену.
2) Если вентилятор не включается, стоит начать с проверки того же датчика термовключения вентилятора.
Как уже говорилось, он 3-х контактный. Скидываем с него фишку и на включенном зажигании замыкаем перемычкой по очереди контакты 1-3, 1-2 в фишке (условно контакт №1 под управлением коричневого провода, №2 и №3 под управлением полосатых). Если вентилятор в обоих случаях крутится (с разной скоростью) — датчик под замену.
3) Если при замыкании контактов в фишке вентилятор не крутится ни на какой скорости, слушаем работу реле. Если реле щелкают, значит работают. Переходим к п.4
Если реле не щелкают, значит на реле не поступает “плюс” с замка зажигания под управлением предохранителя № 19, который находится в лючке слева в панели приборов (меняем предохранитель). Кроме того, предохранитель № 19 также управляет звуковым сигналом. Если звуковой сигнал не работает, проблема точно в предохранителе.
Также может не поступать “минус” на датчик (чистим контакт, от которого берет начало коричневый провод).
4) Если при замыкании контактов на фишке датчика термовключения реле щелкают, но вентилятор не работает, то скорее всего на реле не поступает силовой “ПЛЮС” с АКБ. Для проверки этой теории вытаскиваем реле №214 или №217, ищем контакт №30 (силовой контакт подачи “ПЛЮСА” с АКБ) и проверяем контрольной лампочкой. Для этого на выключенном зажигании подсоединяем один контакт контрольной лампочки к контакту №30, второй контакт контрольной лампочки прикладываем к любому месту, где есть “минус”. Если лампочка загорелась, значит силовой “ПЛЮС” к реле идет. Ищем обрыв цепи от разгрузочного реле до вентилятора (могут быть не исправны резисторы под левым лонжероном).
Если контрольная лампочка не загорелась, силовой “ПЛЮС” на реле отсутствует. Скорее всего, проблема в предохранителе на 40А (или 60А при наличии двух вентиляторов охлаждения), который находится слева в ногах водителя за декоративной накладкой рядом с подножкой для отдыха левой ноги. Для начала нужно до него добраться, сложив рядом с машиной приличную гору доброго русского мата. Как добираемся, осматриваем предохранитель на целостность (если прозрачный). Если целый — чистим контакты (часто подгорают или окисляются). Если не целый — меняем. Если не помогло — ищем обрыв цепи до реле.
5) Если при проверке силового контакта №30 на разгрузочном реле выяснилось, что силовой “ПЛЮС” на реле поступает, проверяем цепь от реле до вентилятора. Для этого берем провод и на выключенном зажигании подаем 12В с АКБ напрямую на силовой контакт № 87 реле. “Плюс” берем с АКБ (если он под капотом) или с специального контакта под капотом (если АКБ под сиденьем). “Минус” вентилятор должен взять сам с лонжерона. Если вентилятор не крутится, чистим “минус” на лонжероне, повторяем попытку. Если снова не крутится, стоит оголить провода непосредственно перед вентилятором и подать “плюс” и “минус” непосредственно с АКБ. Если крутится, ищем обрыв цепи с реле до вентилятора. Если не крутится, меняем вентилятор (заменить мотор не получится, вроде как не разборный).
6) Чтоб исключить из подозрений неработающие реле, можно на выключенном зажигании замкнуть силовые контакты № 30 и № 87 подозрительного реле. Если вентиляторы все равно не крутятся, то подозрения с реле можно снимать (при условии, что исправен предохранитель на 40А). Проблема в том, что реле могут работать (щелкать), но контакты в нем подгореть и силовой контакт на вентилятор не пустить. Реле чаще всего попадают под подозрение если не работает какая-либо одна из скоростей вентилятора. Для проверки реле можно кинуть ему на ноги №85 и №86 напряжение 12 В. Если не щелкнуло (не сомкнулись силовые контакты) — реле под замену. Если щелкнуло, но одна из скоростей вентилятора все также не работает при установленном на место реле, и при этом, если при замыкании контактов №30 и №87 вентилятор крутится — реле под замену (подгорели силовые контакты в разгрузочном реле).
ВЫВОД.
Вроде все описал. Я таким методом вычислил неработающий предохранитель на 40А. Искал я его 2 дня, поскольку никак не ожидал найти его в таком месте. Отдельное спасибо вам, друзья, за советы, которые были даны мне в поиске этой неисправности.
Если есть предложения и замечания, пишите в коментах, поправим.
Дополнительно выкладываю фотографии по теме.
Источник: www.drive2.ru
Диагностика кулера на ноутбуке
Поломки и сбои в системе охлаждения портативных компьютеров довольно быстро сказываются на общей производительности системы и вдобавок значительно повышают риск появления дефектов, связанных с термическим повреждением процессоров, памяти, жёстких дисков и чувствительных к температуре участков платы. Поэтому когда ноутбук начинает «тормозить» при работе привычных приложений, опытные пользователи сразу пытаются оценить степень его перегрева и проверяют работу вентиляторов.
Тестирование кулера ноутбука
Из-за компактного расположения деталей внутри лэптопа вскрытие корпуса и разборка становятся существенно сложнее, чем для системного блока стационарного ПК. Малоопытный пользователь рискует повредить крепления и контакты, поэтому тестирование лучше начать с проверки программными средствами.
Способ 1: SpeedFan
Утилита SpeedFan собирает данные о работе вентиляторов и предоставляет возможности по настройке таких параметров, как скорость вращения пропеллеров, процент загрузки ЦПУ, отведённый на некоторые системные процессы, частота шины, устанавливать прокси-сервер для выхода в интернет и т. д.
-
Открываем SpeedFan. Приложение определяет системно управляемые вентиляторы и выводит их списком в нижней половине окна. Рядом показывается скорость в процентах от максимального значения и стрелочки для регулировки.
SpeedFan – многоцелевое приложение, которое отлично подходит для контроля температуры чипов и жёстких дисков. Управлять этими параметрами можно через удобный пользовательский интерфейс, без необходимости открывать BIOS или вскрывать корпус компьютера.
Способ 2: Изменение конфигурации BIOS
Настройки BIOS содержат множество параметров и задают взаимодействие между аппаратными частями компьютера, напрямую влияя на его производительность.
-
Чтобы открыть интерфейс BIOS, перезагружаем ноутбук и нажимаем клавишу F2, иногда для аналогичной цели в устройстве могут использоваться F9 или Del.
Меню зависит от марки и производителя материнской платы. Переходим на вкладку «Advanced» и нажимаем на «Hardware Monitor» или «Temperature».
Далее открываем вкладку «Save & Exit», выбираем пункт «Save Changes and Reboot», подтверждаем решение вариантом «Yes». После перезагрузки вентилятор будет работать быстрее или медленнее в соответствии с новыми настройками.
Способ 3: Физическая проверка
Для аппаратного тестирования потребуется частично разобрать ноутбук. Невнимательность и отсутствие необходимых навыков могут привести к порче деталей, поэтому не рекомендуем обычным юзерам заниматься этим самостоятельно. Лучше отнести лэптоп в сервисный центр, что поможет сберечь нервы и не потерять гарантию.
-
Перед тем как приступить к работе, внимательно изучаем инструкцию по разборке.
Отвинчиваем болты и снимаем крышку. Для проверки демонтаж кулера необязателен, гораздо важнее получить свободный доступ к проводу, по которому идёт питание. Обычно это 4-Pin или 3-Pin кабель, но встречается и вариант с двумя контактами.
Читайте также: Распиновка 3-Pin / 4-Pin компьютерного кулера
Читайте также: Правильная очистка компьютера или ноутбука от пыли
Если портативный компьютер по-прежнему кажется вам слишком горячим, стоит задуматься над приобретением охлаждающей подставки или более мощного кулера. Превентивные меры по предотвращению перегрева ноутбука поддерживают его работоспособность и продляют период эксплуатации.
Источник: lumpics.ru
Устройство и назначение вентилятора радиатора, обзор распространенных неисправностей
В любом двигателе внутреннего сгорания должна стоять эффективная система охлаждения. Без которой мотор перегреется и все его подвижные части могут выйти из строя. Современные автомобили оборудованы системой охлаждения, в которой циркулирует охлаждающая жидкость. Циркуляция осуществляется при помощи специального насоса – помпы. Любая охлаждающая жидкость при долговременном её нагреве начинает кипеть. Для предотвращения этого в системе охлаждения предусмотрен радиатор. Радиатор охлаждения двигателя состоит из множества тонких трубок, к которым крепятся специальные ламели, для увеличения площади охлаждения. При движении автомобиля воздух проходит сквозь ламели радиатора и охлаждает металл, тем самым снижая температуру охлаждающей жидкости. Но на малых скоростях или при стоянии в пробке радиатор не в состоянии в одиночку противостоять перегреву двигателя. В такой ситуации на помощь приходит электровентилятор, который активируется автоматически при определённой температуре охлаждающей жидкости. Если вентилятор системы охлаждения выйдет из строя, мотор будет перегреваться. Далее мы рассмотрим, из-за чего не включается вентилятор радиатора, а также возможные причины и неисправности, которые к этому приводят и методы их устранение.
Что же такое электровентилятор радиатора?
Вентилятор системы охлаждения автомобиля – это обычный электродвигатель, который питается от бортовой сети авто. К его валу прикреплена крыльчатка, которая направляет сильный поток воздуха на радиатор, к передней части которого он и прикреплён с помощью специальной станины. Для более эффективной работы система охлаждения оснащается диффузором вентилятора. Большинство автомобилей имеют один вентилятор, но бывают авто и с двумя независимыми электромоторами с крыльчаткой, которые включаются одновременно. Два вентилятора ставится для того, чтобы охлаждение мотора происходило быстрее.
Каким образом включается вентилятор?
В разных моделях автомобилей устройство запускается по-разному. В карбюраторном двигателе стоит датчик включения вентилятора, который посылает сигнал на реле после того, как жидкость нагреется до установленной температуры (100-105 ۫). Затем срабатывает реле вентилятора и подаёт напряжение на электродвигатель. В инжекторном двигателе управление происходит при помощи электронного блока, который сначала анализирует информацию, полученную контролёром, а затем передаёт на реле.
Возможные неполадки в работе электровентилятора
Когда температура охлаждающей жидкости в критически больших пределах и не включается вентилятор охлаждения радиатора, значит, где-то возникла неполадка. Перед нами стоит задача – определить её и исправить. Вот некоторые часто встречаемые причины отказа работы вентилятора:
- Поломка электродвигателя;
- Обрыв проводки питания вентилятора или датчика включения;
- Окислились контакты подключения датчика или электродвигателя;
- Сгорел предохранитель электровентилятора;
- Сломалось реле выключения вентилятора;
- Вышел из строя датчик включения;
- Неисправен клапан расширительного бачка.
Как проверить вентилятор радиатора
Самым первым делом, при отказе работы вентилятора охлаждения, следует проверить электродвигатель привода вентилятора. Для этого необходимо взять два провода и подключить их напрямую от аккумулятора к электродвигателю. Если он заработал, значит, проблему следует искать в чем-то другом. Сразу же можно проверить качество контактов подключения электромотора. Иногда бывает, что они окисляются или в них попадает грязь и пыль. Если же электромотор не запустился после подключения его напрямую, скорее всего он вышел из строя. Причиной неисправности, могут быть стёртые щётки электродвигателя, замена которых решит проблему. Бывают поломки, и посерьёзней, например, обрыв обмотки, разрушение коллектора. В такой ситуации ремонт вентилятора радиатора не поможет, необходима замена вентилятора радиатора.
Проверка электропроводки
Неисправность электропроводки – это ещё одна из наиболее распространённых причин, по которой может не работать электровентилятор системы охлаждения двигателя. В проводке может быть как обрыв, так и замыкание на «массу». Проверяется целостность проводки при помощи тестера, который переведён в режим детектора. «Прозвонить» необходимо всю цепь, от двигателя к реле, от реле к предохранителям, от предохранителей к контролёру, от контролёра к датчику. Если с проводкой всё в порядке, переходим к следующему этапу проверки.
Проверка исправности реле запуска электровентилятора и предохранителей
Для начала проверяем предохранитель электровентилятора. Обычно он расположен в блоке под капотом машины. Найти нужный предохранитель можно с помощью руководства пользователя автомобиля, хотя зачастую на крышке монтажного блока есть маркировка с расположением предохранителей. Проверку проводим при помощи тестера. Если неисправность не выявлена, идём дальше. Находим реле включения электровентилятора. Проверить его с помощью тестера не получится, для проверки понадобится заменить данное реле рабочим.
Проверяем датчик включения электровентилятора
Одной из причин отказа работы электровентилятора, может быть поломка датчика. С точностью установить, что из строя вышел именно датчик включения вентилятора, можно только на инжекторном двигателе. Когда отключаем датчик от питания, блок управления запускает электровентилятор в аварийном режиме. Для проверки следует прогреть двигатель до температуры около 100۫С, затем заглушить мотор поднять капот и отключить датчик от сети. После чего включаем зажигание и, если вентилятор запустился, значит поломка в датчике включения электровентилятора. На карбюраторном двигателе проверить исправность работы датчика, можно только заменой его на новый. После чего, так же необходимо прогреть двигатель до того момента пока не запустится электродвигатель охлаждения радиатора.
Замена предохранительного клапана бочка радиатора
Одна из причин неполадок в работе системы охлаждения – выход из строя предохранительного клапана бачка радиатора. Стоит проверить исправность его работы, если он вышел из строя, поможет только его замена.
Непрерывная работа электровентилятора охлаждения
Одной из проблем, с которой может столкнуться автолюбитель, является непрерывная работа вентилятора охлаждения. Если вентилятор запускается очень рано, когда температура жидкости не дошла до рабочей, или не выключается вовсе, следует найти причину поломки и удалить её. Вот некоторые причины постоянной работы вентилятора:
- Залипание контактов реле. В таком случае электромотор вентилятора будет запускаться, как только включится зажигание;
- Неполадки датчика. Если вентилятор стал запускаться раньше положенного, зачастую неисправен датчик включения вентилятора. Его необходимо поменять;
- Не открывается термостат. В данной ситуации охлаждающая жидкость не попадает в радиатор и быстро перегревается, что заставляет включаться электровентилятор. А так как жидкость не доходит до радиатора, её температура не будет падать и вентилятор будет работать в постоянном режиме.
Однако, непрерывная работа электровентилятора не так опасна, как выход его из строя полностью, но только не в третьем случае, когда заклинил термостат.
Регулярно проверяйте исправность работы всех составляющих системы охлаждения двигателя. Следите за показаниями температуры охлаждающей жидкости на приборной панели, вслушивайтесь, запускается ли электровентилятор. Проверяйте, чтобы уровень охлаждающей жидкости был в норме. В положенные сроки проводите замену охлаждающей жидкости. Следите за чистотой крышки расширительного бочка и хотя бы раз в полгода промывайте её под струёй воды. Это поможет продлить срок эксплуатации предохранительного клапана.
При любой неисправности в системе охлаждения двигателя, необходимо остановится и принять меры по их устранению. Если вышел из строя термовыключатель вентилятора радиатора, реле электровентилятора или предохранители, для продолжения движения можно подключить электродвигатель охлаждения радиатора напрямую к аккумулятору, в случае с карбюраторным двигателем, а на инжекторном моторе необходимо отключить питание датчика электровентилятора от бортовой сети. Таким образом, вы сможете доехать до станции технического обслуживания не перегрев двигатель.
Источник: swapmotor.ru
Кулер не работает, или как проверить кулер компьютера?
В статье я приведу несколько быстрых и не очень способов как проверить вентиляторы вашего компьютера на работоспособность. Если кулер не работает, то по какой причине, и можно ли его в случае чего восстановить? Вентилятор охлаждения, он же кулер, самый простой и долговечный механизм в чреве компьютера. Не знаю, что послужило причиной к его остановке, но причин на то крайне мало.
Кулер не работает? Да ладно …
Тот факт, что вентилятор не крутится, не означает, что кулер не работает. Точнее, что он в нерабочем состоянии. Качественные изделия способны исполнять свою функцию даже после долгих месяцев простоя будучи забиты пылью, но при поданном питании (под нагрузкой), и при том не перегорая. Но и на старуху, как говориться…
Давайте его проверять
В статье буду использовать подручные инструменты, пользование которыми может себе позволить самый явный гуманитарий. Если в доме содержаться измерительные приборы, типа мультиметра, ничего нового ниже по тексту вы не обнаружите.
Итак, кулер не работает. Какие варианты?
Ну, чудес не бывает. Здесь либо:
- механизм застопорен, лопастям что-то мешает физически
- крутиться не должен, ибо управляющего сигнала на вращение нет (система считает, что порог температуры не достигнут)
- отсутствие электрического сигнала на сам вентилятор
Как разобрать кулер?
А зачем? Дешёвые и дорогие кулеры разбираются до определённого этапа: я говорю о снятии крыльчатки. Но скорее всего вы столкнётесь с ситуацией, когда сами радиоэлементы будут просто недоступны: конструкция впаяна или склеена для устойчивости, так что ДА – кулер часто неремонтопригодное устройство. Но это тема не нашей статьи.
Где можно обнаружить богатейший выбор вентиляторов для вашего компьютера или ноутбука? На АлиЭкспресс представлен самый широкий выбор кулеров, в том числе для любой видеокарты и одиночного одиночного радиатора. С таким выбором можно поставить под охлаждение ЛЮБОЕ устройство внутри ПК. Зачем переплачивать “продавалам”, если всё то же самое можно приобрести прямо сейчас, лишь немного подождав?
Чистим и смазываем.
Что может мешать лопастям вентилятора раскручиваться? Куски пыли или обвисшие провода. Если от первой причины легко избавиться чисткой, продувкой и последующей смазкой, то второй вариант часто сопровождается характерным звуком. В любом случае на вентилятор следует взглянуть напрямую. Мусор может попасть и внутрь механизма, заклинив движитель. Диагностируем легко – пальчиком по лопастям, придавая вращение. Если сопротивление пальцам не оказано, лопасти легко вращаются, абзац пропускайте. А пока просто чистим (кисточкой или сжатым воздухом). По необходимости смазываем.
Отдираем наклейку в части входа проводов питания и вынимаем резиновую заглушку по центру, защищающую механизм:
Сразу обратите внимание на места пайки проводов к плате. Если вы обладатель 4-х проводного кулера, лучше сразу почистить это место ненужной зубной щёткой или зубочисткой – часто там контактам просто тесно:
это называется “продорожить”
Набираем на кончик отвёртки, зубочистки и т.д. масло (подойдёт любое техническое, растительное из кухни быстро высыхает, оставляя после себя грязь) и промакаем механизм по центру, вращая пальцем лопасти. Так несколько раз:
ну, у меня-то маслёнка есть давно для этих целей
Заглушку и наклейку лучше вернуть на место, чтобы пыль сюда не попадала.
Проверяем вентилятор: способ раз.
Обладателям более “совершенных” кулеров (или если сопротивления вращению не обнаружено) я сразу посоветую обратиться к проверке кулера на работоспособность. Для этого его не нужно снимать с установленной позиции. Если есть возможность, отсоедините разъём от платы. Если нет, оставляем на месте, однако, сразу примечаем цветность проводов. А для проверки на работоспособность нам нужны только два из них.
Разъём в руках или нет, осматриваем маркировку вентилятора. Ищем вольтаж:
Для дальнейшей проверки нам требуется соответствующий блок питания. Батарейка. Она, конечно, не должна превышать по вольтажу параметр, указанный на кулере. У меня оба вентилятора на 12 В. Так что подойдёт обычная 9-вольтовая “крона”. Лучше новая, не подсевшая. Смонтируем на коленке пару проводников на её контакты:
Их лучше между собой надолго не перемыкать: ничего не взорвётся, конечно, но источник питания вам может ещё пригодиться.
Вернёмся к кулеру. На разъёме чёрный провод – “–“, обычно красный – “+” ( жёлтый не нужен, он читает скорость; если у вас есть четвёртый, тем более оставим в покое, его предназначение – регулировка скорости кулера, что должно поддерживаться материнской платой). Подробнее об устройстве и принципе работы в статье Устройство кулера.
Минусовой проводок импровизированного аккумулятора сажаем на чёрный контакт джекера кулера, плюсовой – на красный:
Для наглядности я отрезал разъём от кулера и замыкаю на видео прямо на батарейку:
Красный на “плюс”, чёрный – на “минус” (чёрный провод на кулере есть всегда). Этот кулер рабочий.
Проверяем вентилятор: способ два или оч.умелые ручки.
А с помощью этого варианта вы можете как проверить работоспособность, так и использовать рабочий, но неиспользуемый кулер в качестве вентилятора от тех источников питания, которые имеют на выходе 12 В (например, в авто). И подключаться он, кулер, будет через USB кабель. Для этого потребуется:
- бу кабель USB от любого ненужного устройства (хороший кабель не стоит, конечно, специально портить)
- рабочий кулер
Здесь всё просто. От кабеля отрезаем разъём к другому устройству, оставляя сам USB коннектор. Нам нужны провода со знакомой вам цветовой маркировкой: чёрный и красный . Соединяем с соответствующими проводами кулера. Изолируем и подключаем:
красный на красный, чёрный на чёрный
Вот так примерно и устроены самые недорогие USB-вентиляторы. Не сдует, но побаловаться или проверить самый раз. Для проверки подойдёт абсолютно любой USB разъём типа “мама”. Этот нехитрый приём позволит вам, кстати, проверить и четырёх-пиновые кулеры: сначала соедините “черные” контакты кулера и кабеля, а затем поочерёдно присоединяйте красный провод USB кабеля ко всем контактам на разъёме кулера. Не крутится? В помойку.
Предупреждаю. Надолго крутящийся вентилятор, питающийся таким способом, не оставляйте! Способ указан только для проверки работоспособности.
Источник: computer76.ru
Как проверить кулер на ноутбуке
Правильная работа охладительной системы продлевает жизнь компьютера на долгий срок. При наличии же неполадок детали начинают перегреваться и выходить из строя. Если же техника начала «тормозить» или стала сильно нагреваться, то в первую очередь следует проверить на работоспособность кулер на ноутбуке .
Программная проверка
Проще всего выяснить причину неполадок и устранить их последствия можно с помощью программ.
На многих устройствах Биос влияет на активность кулера. Особенно это касается дорогих ноутбуков, хоть и есть исключения.
ВАЖНО! Если у вас ноутбуки фирмы Acer или MSI, то следует присмотреться к этому способу.
Выключите устройство и включите снова. Как только появится экран загрузки, войдите в меню Биос. Это можно сделать с помощью клавиш Del, F2 или ESC. Комбинация зависит от модели купленного устройства.
Зайдя в основное меню, выберите вкладку Power, ответственную за температуру процессора и кулера. Теперь потребуется отыскать CPU Q-Fan Control и CPU Fan Profile. Важно, чтобы первый показатель был активным. Второй параметр отвечает за интенсивность вращения вентилятора:
- Silent – затрачивается минимальное количество заряда;
- Optimal – кулер начнёт включаться в момент повышенной нагрузки на ноутбук (часто это бывает при запуске онлайн-игр);
- Turbo – беспрерывная работа системы охлаждения.
Для владельцев Lenovo этот совет может оказаться неактуальным.
С помощью ПО
Можно не заходить в меню Биоса и решить потенциальную проблему привычным способом. Для этого потребуется лишь интернет и название нужной программы.
SpeedFan – отличное приложение, позволяющее определить работоспособность кулера. Скачайте его с официального источника и установите на свой ПК.
Как только вы запустите программу, увидите, какая температура на датчиках. Также можно будет ручным способом поменять настройку скорости кулера. Для этого снимите флажок напротив «Автонастройка вентиляторов» и напишите необходимую скорость вращения, рассчитанную в процентах.
Если зафиксированное количество оборотов не подходит из-за сильного перегрева, можно поменять данные в разделе «Конфигурация». Утилита автоматически подстроится к выбранному значению.
Ещё одно полезное приложение – это AIDA64. Его предпочтительно использовать тем, кто увлекается тяжёлыми играми, особенно в режиме онлайн.
Если температура не превышает 50 градусов, то кулер работает исправно. Превышение этой границы свидетельствует об имеющихся проблемах.
Аппаратная проверка кулера
Можно воспользоваться более трудным способом – аппаратной проверкой. Для этого придётся разобрать ноутбук и продиагностировать кулер вручную.
Перед извлечением вентилятора обязательно изучите инструкцию. Если срок гарантии ещё не истёк, крайне не рекомендуется разбирать ноутбук самостоятельно. Лучшее решение в этой ситуации — обращение к профессионалам.
При нежелании посещать сервисный центр можно предпринять самостоятельную попытку диагностики. Важно знать, что полностью извлекать кулер нет нужды. Понадобятся лишь провода для тестирования на другом устройстве.
Для этого потребуется USB, у которого с одной стороны штекер, со второй же – чёрный и красный провода. Придерживайтесь такого алгоритма действий:
- Соедините чёрный провод кабеля с чёрным кулера.
- Красный провод необходимо соединить с красным.
- Вставьте USB в другое устройство.
ВАЖНО! Если вентилятор начал вращаться, то с ним всё в порядке. Возможно, необходимо просто прочистить систему охлаждения или заменить термопасту.
Для избавления от загрязнений необязательно прибегать к извлечению кулера из корпуса ноутбука. Достаточно продуть его баллончиком со сжатым воздухом (на крайний случай сгодится и пылесос). Если пыли слишком много, для её удаления можно воспользоваться кисточкой.
Затем протрите ноутбук салфетками или смоченной в спирте ватной палочкой. Это увеличит работоспособность устройства даже при отсутствии аппаратной проблемы.
Если же вышеописанные способы не дали результата при самостоятельной проверке кулера на работоспособность, отнесите свой ноутбук в сервисный центр. Профессионалы уж точно справятся с возникшей проблемой!
Источник: setafi.com