Правила дорожного движения автобусная остановка
Знаки остановки общественного транспорта
Дорожные знаки, регламентирующие остановку общественного транспорта, относятся к знакам особых предписаний и содержатся в разделе 5 Правил дорожного движения. Нарушение их требований может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ. Ниже мы расскажем о том, какими бывают знаки остановки общественного транспорта, какова зона их действий и какие штрафы предусмотрены за их нарушение.
Разновидности знаков
В городах и иных населенных пунктах предусмотрены места для остановки муниципальных автобусов, троллейбусов, трамваев и автомобилей такси. Именно здесь производится посадка и высадка пассажиров. Для обозначения этих мест используются соответствующие дорожные знаки.
Так, знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» (знак троллейбусной остановки) устанавливают там, где пассажиры могут дожидаться данных транспортных средств. Знак представляет собой светло-синий прямоугольник с белым квадратом. В центре квадрата черным цветом изображен автобус.
Знак 5.17 «Место остановки трамвая» (дорожный знак трамвайной остановки) устанавливается в местах, где останавливается этот вид электротранспорта. Выглядит он так же, как и предыдущий, за исключением того, что в центре белого квадрата изображен трамвай.
Наконец, знак 5.18 «Место остановки легкового такси» ставят там, где такси дожидаются своих клиентов. Знак выглядит так же, как и предыдущие. Однако в центре белого круга изображен легковой автомобиль и имеется надпись «Такси».
Согласно ПДД, знаки остановки общественного транспорта являются двусторонними. Автомобили, которые едут как в попутном направлении, так и по встречке должны иметь возможность увидеть их заранее, чтобы продолжать движении в соответствии с их требованиями. Односторонние знаки можно ставить вне населенных пунктов, там, где имеется разделительная полоса, а пешеходам запрещено двигаться вдоль дорог.
Зона действия остановки
Знак «Остановка общественного транспорта» устанавливается в том месте, где производится посадка и высадка пассажиров. Нередко с ним в паре идет знак 8.2.1, который указывает на протяженность действия первого знака, чаще всего – это 10 метров. Также в местах посадки-высадки может быть нанесена желтая разметка, призванная точно разграничить место остановки транспортного средства.
Так как знак «Остановка общественного транспорта» относится к категории предписывающих, он предписывает указанным в самом начале типам транспорта ряд действий.
Во-первых, они должны остановиться в зоне действия знака, открыть двери и произвести высадку-посадку пассажиров. Во-вторых, в случае необходимости – могут сделать кратковременную стоянку, если нужно соблюсти график. В-третьих, удостоверившись, что рядом нет помех, продолжить движение.
Движение задним ходом и разворот на остановках запрещены не только для обычных автомобилей, но и для общественного транспорта. Причем запрет распространяется на территорию радиусом 15 метров от зоны действия знака 5.16.
Исходя из этого, для того чтобы развернуться, к примеру, маршрутка должна найти место, где этот маневр не запрещен. Это может быть перекресток или зона кругового движения.
Для других участников дорожного движения
Территория, очерченная знаком «Остановка общественного транспорта», налагает на иных участников дорожного движения ряд ограничений. Так, всем другим категориям транспортных средств на этом участке также запрещено разворачиваться и сдавать задним ходом. К этому добавляется запрет на парковку в данном месте. При этом обычная остановка, занимающая менее пяти минут, разрешена.
При остановке в зоне действия знака важно иметь в виду, что она разрешена только если водителю нужно высадить/забрать пассажиров или выполнить разгрузку/погрузку товаров. А в момент самой остановки нужно убедиться, что тем самым не создается помеха общественному транспорту.
Также к исключению из правил можно отнести экстренные случаи, когда остановка вынужденная. Ее пришлось совершить из-за поломкой авто или аварии. В этом случае нужно попытаться поскорее освободить данное место, но тем не менее – такая остановка не воспрещается.
Часто в зоне действия знака 5.17 автомобилистам приходится дожидаться, пока трамвай произведет высадку и посадку пассажиров. Пункт 14.6. ПДД предписывает водителю пропустить пешеходов, идущих к трамваю и выходящих из него. Кстати, даже если в месте остановки трамвая, – такие случаи встречаются, – нет знака 5.17, – пропустить пассажиров все равно придется.
Водители вправе не останавливаясь проследовать мимо трамвая, троллейбуса или маршрутки, если на пути нет пешеходов. Однако двигаться все равно рекомендовано на минимальной скорости, чтобы предотвратить ДТП в случае появления пешеходов. Если трамвай остановился вне остановки и включил стоп-сигналы, то также нужно убедиться, что из него никто не выходит.
В случае начала движения маршрутного автобуса от места, где установлен знак 5.16, водитель автомобиля должен уступить ему дорогу. При этом водителю автобуса, перед началом движения от остановки, согласно ПДД, тоже необходимо убедиться в отсутствии помех.
Штрафы
За нарушение требований знаков, регламентирующих остановку общественного транспорта, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждений и штрафов. Итак:
Согласно п. 12.17 ч. 1 КоАП РФ, за непредоставление преимущества в движении маршрутному ТС, а равно ТС с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом предусмотрены предупреждение или штраф 500 рублей;
ч. 3.1 и 6 , п 12.19 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере 1 000 рублей, если водитель остановился или припарковал автомобиль в местах остановки маршрутных транспортных средств или ближе 15 метров от этой территории, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки. В Москве сумма штрафа за аналогичное нарушение составит 3 000 рублей; расстояние в 15 метров рассчитывается от указателя, сигнализирующего о наличии остановки. Но если знак нельзя разглядеть или его нет, расстояние измеряется от заездного кармана и желтой разметки;
Разворот или движение задним ходом в местах действия знаков остановки общественного транспорта – штраф 500 рублей. согласно статье 12.14 КоАП РФ.
Также не стоит забывать и о сопутствующих знаках. Их нарушение может стать продолжением нарушения предыдущих знаков и повлечь за собой более серьезную ответственность. Например, в случае, если после разворота в зоне действия знака 15.6 выскочить на встречную полосу – можно заплатить штраф в сумме 5 000 рублей или на несколько месяцев лишиться водительского удостоверения.
Парковка в зоне действия знака может быть чревата тем, что автомобиль будет эвакуирован. Помимо оплаты штрафа владельцу машины придется заплатить и за услуги эвакуатора, которые в разы превысят выписанный штраф.
Если в месте остановки общественного транспорта отсутствует соответствующий знак, а также желтая разметка, это может стать подспорьем в беседе с сотрудником ГИБДД, фиксирующим нарушением. Закон будет на стороне водителя в большей степени в том случае, если отсутствие знака будет дополнительно зафиксирована на телефон или видеорегистратор. Вместе с тем, если водитель не разглядел имеющийся перед остановкой знак и нарушил его требования, избежать привлечения к ответственности в случае фиксации нарушения ему не удастся.
Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что знание знаков дорожного движения и соблюдение их требований способны не только уберечь от ДТП, но и существенно сэкономить бюджет водителя. Пренебрегать требованиями не принесет никаких выгод, зато вполне может сохранить жизнь.
Источник: zakon-auto.ru
Остановка и стоянка на автобусных остановках: правила, штрафы, нюансы
Остановка общественного транспорта — это опасная зона, где постоянно скапливается много человек, а также останавливаются маршрутные такси, автобусы, троллейбусы.
К сожалению, многие водители легковых видов транспорта забывают о запрете остановки и парковки в этих местах, создавая дополнительные помехи и повышая опасность участка. И если некоторые делают это осознанно, то часть водителей просто не осведомлены о правилах, распространяющихся на автобусные остановки.
Стоянка и парковка на автобусной остановке
Что вкладывается в понятие “стоянка”? Это когда автомобиль находится в неподвижном состоянии более 5 минут. При этом водитель может быть в машине или отсутствовать. Стоянкой признается парковка на время, превышающее 5 минут, независимо от работы двигателя.
Пункт 12.4 ПДД указывает, что стоянка и парковка на территории автобусной остановке запрещена. Это же правило распространяется на прилегающий участок — 15 метров до и столько же после остановки. Расстояние измеряется от знака 5.16 или дорожной разметки.
Разрешена ли остановка?
Остановка подразумевает кратковременную стоянку (до 5 минут). Но даже она запрещена на территории автобусных остановок. Есть лишь два исключения, предусмотренные пунктом 12.4 ПДД:
- Посадка или высадка пассажиров.
- Загрузка или выгрузка вещей.
Остановка разрешена при условии, что автомобиль не мешает общественному транспорту и ожидающим людям.
Перечисленные правила действительны в отношении не только легковых автомобилей, но и других автобусов, не являющихся общественным транспортом. Например, корпоративный транспорт с завода может высадить пассажиров на остановке, и это не будет считаться нарушением.
Но есть одно важное условие — остановка разрешена при условии, что отсутствует знак 3.27, запрещающий любой вид остановки, даже для высадки пассажиров.
Когда не положен штраф?
Есть несколько ситуаций, когда остановка и даже стоянка на автобусной остановке не относится к нарушениям, а водителю не грозит штраф. Это:
плохое самочувствие водителя (например, прихватило сердце или резко потемнело в глазах);
маневр для предупреждения аварии (например, когда автомобиль вынесло на встречную полосу);
поломка автомобиля, требующая экстренную остановку.
В любом из перечисленных случаев водитель должен остановиться, выставить знак аварийной остановки и исправить неполадки. Если водителю стало плохо, нужно подать сигнал другим участникам движения или пешеходам.
При каких поломках можно останавливаться в неположенных местах:
неисправности рулевой или тормозной системы;
неисправности стеклоочистителей в непогоду;
неисправности осветительных приборов (особенно в темное время суток).
Перечисленные поломки являются веской причиной для парковки и устранения неполадок. По необходимости можно вызывать эвакуатор или мобильную бригаду автослесарей.
Наказание за нарушение
А теперь о наказании за нарушение правил стоянки на автобусных остановках. Оно предусмотрено статьей 12.19 КоАП:
Остановка или парковка без создания помех общественному транспорту — 1000 рублей;
Стоянка с созданием помех для пешеходов или общественного транспорта — штраф в размере 2000 рублей.
В Москве и Санкт-Петербурге штраф за указанные правонарушения больше — 3 тысячи рублей.
Но штраф — это не единственное наказание, предусмотренное для нарушителя. Если водитель припарковался на остановке и покинул автомобиль, то машина будет эвакуирована на штрафстоянку. В этом случае заплатить придется значительно больше. При этом вы можете отсутствовать всего несколько минут — дорожная полиция и эвакуаторы работают быстро — на задержание автомобиля достаточно 10 минут.
Что говорить инспектору?
Если вы нарушили ПДД и припарковались на автобусной остановке или на расстоянии менее 15 метров до или после знака, ваши действия зависят от причины такого маневра. Подошедшему инспектору ГАИ потребуется объяснить, что автомобиль сломан. Будьте готовы доказать это — на слово полиция не верит.
Если уважительной причины остановки нет, стоит ожидать составления протокола и штрафа. Инспектор ГАИ должен будет зафиксировать нарушение, собрать показания свидетелей. В этом случае избежать наказания практически невозможно. Чтобы не платить штрафы, нужно соблюдать ПДД и не игнорировать знаки.
Источник: www.rudorogi.ru
Уступить дорогу автобусу отъезжающему от остановки
Автобус, троллейбус или маршрутка отъезжают от обозначенного места остановки, всегда ли водители обязаны им уступать дорогу?
Казалось бы, Правила однозначно регулируют эту дорожную ситуацию:
18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.
Однако, очень часто маршрутные транспортные средства вынуждены начинать движение со второй полосы из-за препятствия в правой полосе в виде припаркованного автомобиля. И судя по дискуссиям в сети единого мнения по идентификации данного маневра нет. Одна сторона утверждает, что начало движения со второй полосы содержит маневр перестроение, и уступать маршрутным транспортным средствам нет обязанности, другая, что начало движения отдельный маневр и маршрутное транспортное средство имеет преимущество при любой траектории.
Несмотря на то, что зачастую отъезжать от остановки приходится из-за нарушения ПДД припаркованным автомобилем, есть случаи, когда нарушения ПДД отсутствует.
Автобус вынужден начинать движение от остановки с левой полосы
Автомобиль припаркован через 15 метров после знака 5.16, практически сразу после места остановки, автобус вынужден начинать движение выезжая(перестраиваясь) в левую полосу. Мы видим, что Правила дорожного движения такую ситуацию допускают. Далее без выводов, соберем аргументы сторон.
Автобус не имеет преимущества, так как совершает перестроение
Текста Правил регулирующий эту ситуацию совсем не много, люди придерживающиеся этой версии, назовем их «сторона А», не прибегают к толкованию, а рассуждают строго по тексту.
«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
- Автобус выезжает из занимаемой полосы? -да.
- Автобус меняет направление движения? -нет.
Как это выглядит со стороны водителя в левой полосе?
Автобус включает поворотник и начинает движение в своей полосе, водитель движется по свободной левой полосе, требование уступить дорогу автобусу не возникает, так как их траектории не пересекаются.
Автобус начинает движение
Если давать автобусу преимущество, то преимущество не может быть в одной ситуации и отсутствовать в другой. Представим, автобус начинает движение от остановки сразу в крайнюю полосу пересекая среднюю или начинает разворот от места остановки, или препятствие отсутствует? Если автобус при начале движения начнет совершать разворот не возникает же вопроса, разворачивается он или нет? Почему возникает вопрос перестраивается он или нет?
Автобус начинает движение с левой полосы
Автобус имеет преимущество только при объезде препятствия — такого в Правилах не написано. Преимущество, если рассматривать обе стороны, при начале движения либо есть всегда, либо оно исключительно при начале движения без сопряженных маневров.
Автобус имеет преимущество, так как начинает движение от остановки
Сторона Б имеет более логичный подход с точки зрения дорожной ситуации.
Еще раз определение перестроения:
«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
Акцент на направление движения. При совершении остановки движение прекращается. Для сохранения первоначального направления необходимо начать движение. То есть совершить перестроение возможно только в движении.
При принятии стороны А данный абзац практически теряет смысл, если автобус начинает движение в той же полосе, так как автомобиль приближается сзади и создать помеху автобусу не может физически. Действие абзаца сокращается только на остановочные карманы в уширениях проезжей части в населенных пунктах, однако в тексте Правил указаны все обозначенные остановки без исключений.
Автобус начинает движение в правой полосе
Относительно заголовка главы «Приоритет маршрутных транспортных средств» при отсутствии преимущества при начале движения со второй полосы маршрутные транспортные средства практически не имеют дополнительного приоритета в сравнении с обычным транспортом.
Маршрутные транспортные средства движутся по утвержденному маршруту и исключена организация маршрута с разворотом сразу после остановки.
В официальных экзаменационных билетах ГИБДД — верным считается ответ, где автобус имеет преимущество.
Вопрос из экзаменационного билета
Не забывайте про вежливость и взаимоуважение на дороге. Тем более что пропустить в поток один автобус с десятком пассажиров намного проще, чем водителю автобуса вклиниться в непрерывный поток.
Источник: ruspdd.ru
Правила дорожного движения для водителей маршруток, автобусов и троллейбусов
Добрый день, уважаемый читатель.
Общественный транспорт перевозит одновременно большое количество пассажиров, поэтому в России его движение регулируется дополнительными пунктами правил дорожного движения.
Правила предоставляют преимущества при движении для маршруток, автобусов и троллейбусов и именно они и будут рассмотрены в данной статье.
Что такое маршрутное транспортное средство?
В первую очередь рассмотрим понятие маршрутное транспортное средство из пункта 1.2 ПДД:
“Маршрутное транспортное средство” – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Обратите внимание, что в определении есть следующая фраза “движущееся по установленному маршруту”. Если общественный транспорт отклонится от установленного маршрута движения, то он перестанет быть маршрутным транспортным средством.
Например, если водитель захочет объехать пробку через дворы, то его автомобиль потеряет перечисленные ниже преимущества маршрутного транспортного средства.
Выделенные полосы для общественного транспорта
Первое преимущество маршруток, автобусов и троллейбусов состоит в том, что именно для них предназначены выделенные полосы для общественного транспорта. Выделенные полосы были рассмотрены в рамках отдельной статьи, поэтому здесь повторяться не буду.
Напомню лишь, что выделенные полосы обозначаются следующими дорожными знаками:
Начало движения от обозначенного места остановки
Ситуация регламентируется пунктом 18.3 ПДД:
18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.
Обратите внимание, маршрутки, автобусы и троллейбусы получают преимущество при одновременном соблюдении следующих условий:
- Ситуация происходит в населенном пункте.
- Место остановки должно быть обозначено знаком 5.16:
- Общественный транспорт должен начинать движение. Т.е. если маршрутка медленно проедет через остановку, но останавливаться не будет, то преимущества она не получит.
В данном пункте также есть дополнительное требования к водителям общественного транспорта. Они должны убедиться в том, что им уступают дорогу. На практике это ведет к тому, что если произойдет ДТП с автобусом, отъезжающим от остановки, то его виновниками будут признаны одновременно оба водителя. Водитель автомобиля нарушит требования первого предложения пункта 18.3, водитель общественного транспорта нарушит требования второго предложения этого же пункта.
Дорожные знаки, не распространяющиеся на автобусы, троллейбусы и маршрутки
В правилах дорожного движения приведены несколько знаков, действие которых не распространяется на маршрутные транспортные средства:
Обратите внимание, общественный транспорт может нарушить требования данных знаков только в том случае, если они находятся непосредственно на маршруте. Речь об этом шла в начале данной статьи. Как только маршрутка отклоняется от маршрута движения, она перестает быть маршрутным транспортным средством.
Таким образом, опасные ситуации вроде движения во встречном направлении по одностороннему движению на практике не возникают.
Обычно автобусы, троллейбусы и маршрутки едут в запрещенном направлении, чтобы попасть на выделенную полосу для общественного транспорта, направленную навстречу основному потоку. Въезд других автомобилей (кроме такси и школьных автобусов) на такую полосу запрещен.
Знаки и разметка, показывающие направление движения по полосам
Отдельного внимания заслуживают знаки, показывающие разрешенные направления движения по полосам на перекрестке:
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Эти знаки не действуют на маршрутные транспортные средства. Однако это не означает, что автобусы и маршрутки могут поворачивать на перекрестке из любой полосы. В любом случае водители общественного транспорта должны руководствоваться требованиями пункта 8.5 ПДД, то есть:
- Проехать прямо можно по любой полосе.
- Повернуть налево или развернуться можно только из крайнего левого положения.
- Повернуть направо можно только из крайнего правого положения.
Пусть перед перекрестком установлена следующая комбинация дорожных знаков:
В этом случае все транспортные средства могут поворачивать направо из двух полос движения.
Однако, поскольку требование знака 5.15.2 не распространяется на общественный транспорт, автобусы и троллейбусы имеют право поворачивать направо только из крайней правой полосы.
Кроме того, не забывайте, что кроме знаков, указывающих разрешенные направления движения на перекрестке, существует и аналогичная разметка 1.18. Обычно знаки и разметка наносятся совместно.
Однако, в отличие от знаков, разметку 1.18 маршрутные транспортные средства игнорировать не могут.
Например, если на перекрестке есть и знаки 15.15 и разметка 1.18, то автобусы и троллейбусы должны руководствоваться только разметкой 1.18.
В завершение хочу отметить, что для водителей маршруток не предусмотрены индивидуальные штрафы ГИБДД, т.е. они отвечают за свои нарушения точно также, как и другие водители.
Источник: pddmaster.ru
5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»
Дорожный знак «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» применяется для того, чтобы обозначить участок, на котором организована остановка безрельсового общественного транспорта.
В подавляющем числе случаев Правила требуют, чтобы знак был представлен в двустороннем исполнении.
Это делается для того, чтобы не только попутные, но и встречные транспортные средства были проинформированы об особом участке дороги — остановке общественного транспорта.
Правила предусматривают возможность использования знака совместно с горизонтальной дорожной разметкой – «желтой ломаной линией» (1.17), которая в данном случае будет обозначать место остановки маршрутных транспортных средств.
Знак «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» налагает на водителя определенную ответственность. Дело в том, что, в соответствии с разделами 8 и 12 Правил дорожного движения, в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств категорически запрещается осуществлять:
2. Движение задним ходом;
3. Остановку и стоянку (а также на расстоянии 15 метров до и после остановки).
Правда, из последнего правила есть исключение: водитель может остановиться в указанном месте для посадки или высадки пассажира, если при этом он не создаст помех самим маршрутным транспортным средствам.
Кроме того, водитель обязан помнить, что в населенных пунктах он обязан уступать дорогу маршрутным транспортным средствам, которые отъезжают от места своей остановки, обозначенной указанным знаком.
И последнее. Смоделируем ситуацию, в которой Вы в месте расположения остановки общественного транспорта (естественно с нарушением ПДД) совершили разворот, движение задним ходом, остановку и стоянку.
Или забыли уступить дорогу маршрутному транспортному средству, отъезжающему от места остановки. И это не осталось не замеченным сотрудником ДПС.
У Вас есть последняя надежда на то, что данный участок дороги не оснащен знаком «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» и не обозначен указанной выше дорожной разметкой.
То есть здесь организована остановка маршрутных транспортных средств, но необходимая формальность — в виде знака или разметки — не соблюдена. И в этом случае формально (или юридически) Вы не нарушили Правил дорожного движения, а, следовательно, не можете быть подвергнуты каким-либо административным санкциям.
На это обстоятельство следует мягко намекнуть сотруднику ГИБДД, который намеревается выписать Вам административный штраф.
Для пущей безопасности — сфотографировать на камеру мобильного телефона саму остановку общественного транспорта, которая не снабжена соответствующим знаком «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» или «желтой ломаной линией» разметки. И смело отстаивать в суде свою позицию.
Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараюсь вам помочь.
Источник: autoass.ru